Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Духовное возрождение Вологодчины

Духовное возрождение Вологодчины

Для Василия III и Елены Глинской Вологодчина - святая земля, Иван IV считал себя ей обязанным, отсюда родом художник Верещагин, поэт Батюшков, писатель Гиляровский. Наш корреспондент отправился в поисках источника духовной силы сурового края.

Кирилловская Голгофа

1918 год. Небольшой городок Кириллов в Вологодской области. 95 лет назад здесь, под сводами Кирилло-Белозерского монастыря, разыгралась одна из первых трагедий эпохи, вошедшей в историю как «красный террор». Ещё не было разрушенных храмов и церквей, сосланных на рудники священников, репрессированных монахов. Потому в группе духовенства и мирян, шедшей под конвоем, лишь настоятель монастыря епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев) догадывался, куда их ведут. Рядом с ним настоятельница недалеко расположенного Ферапонтова монастыря игуменья Серафима (Сулимова) и четверо мирян - Михаил Трубников, Николай Бурлаков, Филипп Марышев, Анатолий Барашков. Всех вместе подняли в пять утра и повели по дороге к Горицкой пристани. Арестовали обманным путём после того, как в соседнем селе Ферапонтово был убит комиссар. Сказали, что мера временна - мол, побудут под стражей, пока буря не уляжется, а потом отпустят. Сейчас, спустя десятилетия, уже понятно, что большевики ловко сплели ловушку, куда заманили видных горожан. В предреволюционные годы при храмах открылись школы для детей, монастыри местным жителям давали работу, поэтому духовные лица пользовались влиянием и авторитетом, что, естественно, не устраивало новую власть. 30 августа в Петрограде убивают Урицкого, после чего выходит знаменитый ленинский декрет о «красном терроре» с приказом «всех заложников расстрелять». Никто из шестерых этого не знал. Матушка решила, что далее их на барже по реке доставят в Череповец. Когда группа поравнялась с горой Золотухой, старший конвоя скомандовал свернуть с дороги к отвесному склону и подойти к месту, где красноармейцы обустроили учебное стрельбище. Узникам стало понятно, что в это утро они станут живыми мишенями. У матушки ноги подкосились.

– Ну что ты, матушка? – приободрил её Владыка. – Для чего мы с тобой молимся, постимся, лбы расшибаем? Чтоб в Царствие небесное попасть. Вот прямо отсюда сейчас предстоит дорога… Нам надо на смерть идти, не боясь, как на брачный пир, с веселием.

Игуменья успокоилась и пошла…

Эту историю рассказывает протоиерей Алексей Мокиевский – священник Воскресенского Горицкого женского монастыря. Мы стоим на вершине горы Золотуха на закате дня в последних числах апреля. Воздух чист и прозрачен. Где он вырастает в небо, не видно: в месте слияния разбегаются розовые ленты угасающего в закате солнца. Напротив, через озеро, по берегам ещё одетого в кромки льда, белые стены Кирилло-Белозерского монастыря – крупнейшего в европейской части России. Он будто облако накрывает синюю гладь воды. Весь мир замер в ожидании обновления: весна смывает последние остатки зимы. Окружающая картина кажется игрушечной – вынь одну составляющую деталь, и всё разлетится осколками.

– Тогда здесь была ровная стенка, – говорит батюшка и обводит рукой заросший кустарником пологий склон. – В пленников прицелились 12 человек – отряд из Череповца. Владыка отвернулся и стал молиться. Солдаты дали семь залпов, ни одна пуля в него не попала. Когда всех убили, Варсонофий повернулся и говорит: «Ну, теперь стреляйте в меня!» Обратив внимание на сношенную обувь одного из бойцов, добавил: «Сними и возьми мои: мне они уже не понадобятся»…

В 1998 году на месте казни установили крест, а в 2005 году рядом поставили часовню, построенную без единого гвоздя.

У местного батюшки, отца Алексея Фомичёва, руки золотые, – продолжает отец Алексей Мокиевский. – Взял разрушенный молокозавод и оборудовал там цех – сам рубит

Главу часовни, которая днём никогда не закрывается, вен- чают шесть куполов – по количеству убиенных. Ежегодно в день убийства – 15 сентября – от стен Кирилло-Белозерского монастыря к деревянным сводам идёт крестный ход.

Кантилена

Сюда я прибыл накануне Пасхи. В скорый поезд Москва-Череповец запрыгнул, когда тот уже тронулся от платформы Ярославского вокзала.

Ночная дорога пробежала незаметно, и в пять утра меня освежает воздух Вологды. Далее держу путь на автобусе. На втором часу видавший тридцать лет назад немецкие автобаны Мерседес глохнет. Пересаживаемся в отечественный бренд городских дорог ЛиАЗ. Оставшуюся сотню километров отмеряю количеством толчков, отдающихся через жёсткий дерматин тонких сидений после встречи колёс с колдобинами.

В 10.00 утра – Кириллов. Через час начинается детский конкурс духовной песни «Кантилена». Нужно успеть распаковать подарки от Национального фонда поддержки правообладателей – уникальные диски, на которых звучат духовные произведения русских композиторов: Милия Балаки-рева, Александра Даргомыжского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова. Их получат участники музыкального ринга. Сюда, под стены мужского монастыря, съехались ребятишки со всего района древнего и сказочного края, чтобы погрузиться в глубину и чистоту церковной музыки. В жюри – игумен, наместник Кирилло-Белозерского мужского епархиального монастыря, Благочинный Белозерского округа Игнатий Молчанов, протоиерей Алексей Мокиевский, с инициативы которого и начинался конкурс, преподаватели. Сама природа, умытая после зимней спячки, как будто покровительствовала участникам. Более двадцати девчонок и мальчишек соревновались в исполнительском мастерстве в сложнейшем жанре, границы которого определены богатей- шей духовной историей русского народа. В мотивах и словах исполняемых произведений – печаль и боль разорённой неприятелями земли, чудо воскрешения и спасения души, радость от встречи каждого дня и торжество жизни, невозможной без веры. Удивительно, насколько тепло, искренне, трогательно дети смогли передать глубину и содержание русской церковной песни, немыслимой без любви.

Многие из них преодолевают расстояния в несколько километров, чтобы в назначенный день получить урок музыки, услышать звуки пианино, гитары, скрипки, уникальную запись из классического репертуара артистов и коллективов мировой сцены. Видимо, в этом стремлении к прекрасному и скрыт исток культурного возрождения Руси.

Холодные воды Шексны

Глядя на окружающие деревеньки, синеву дремлющих озёр, замершие в предчувствии буйства деревья, с трудом верится в минувшее лихолетье.

В 1397 году на берега Сиверского озера из Москвы пришёл старец Кирилл, поставил крест, часовню, начал врачевать людей. Слава о целителе постепенно распространилась, вокруг монаха сложилась братия. Так началась жизнь монастыря. Иван Грозный считал себя обязанным этой земле. Его родители, Василий III и Елена Глинская, отчаявшись заиметь наследника, отправились молиться под своды монастыря, и через год у них появился долгожданный сын – будущий царь Иван IV. К слову, сюда и сейчас из женских консультаций Вологды и Череповца направляют семейные пары.

А в десяти минутах езды от его стен стоит Воскресенский Горицкий женский монастырь, синей лентой вокруг которого изгибается река Шексна.

– На протяжении веков она служила единственной дорогой. Зимой на санях, летом на судах, – продолжает отец Алексей.

По одной из версий, в основе названия реки два славянских корня – от слов «шествовать» и «костно». Первый означает дорогу, второй – текущая неспешно. После строительства Волго-Балтийского канала уровень воды поднялся на несколько метров, затопив острова, пороги и старинное монастырское кладбище. С тех пор к берегу близ села Горицы время от времени прибивает человеческие останки. Их здесь немало со времён Ивана Грозного. Дело в том, что первые каменные храмы Воскресенского монастыря построила в XVI веке его тётка – Ефросинья Старицкая. Сюда её сослал племянник, одолеваемый подозрениями в измене строптивой родственницы. Через несколько лет ссылки Ефросинью по приказу царя утопили. Летопись монастыря описывает, как после казни её тело чудным образом понесло не по течению, а против... Через 300 лет история повторилась. На заре советской власти монастырь решили закрыть: одних монахинь сослали в лагеря, других отправили в колхозы, а находившихся в опочивальнях непригодных для нужд молодого государства лежачих старух погрузили на шаланду – баржу с открывающимся днищем – и повезли по реке к озеру. Когда отошли от берега на несколько сот метров, дно открыли, и более пятидесяти больных старушек ушли в холодную воду.

Жизнь не остановилась, как и размеренное течение реки. Прошли годы, и монастырь ожил. В сезон навигации это место бойкое: к пристани в Горицах в день пришвартовывается по 6-7 круизных теплоходов. На берег сходят сотни туристов – американцев, немцев, испанцев, японцев, китайцев… Иностранцев тут же в оборот берут местные кустари – на ходу снимают мерки и пока те знакомятся с монастырскими достопримечательностями, докучая монахам любопытством и суетой, успевают сшить сорочку…

Сейчас же здесь тихо. Над берегом плотной стеночкой в ожидании туристов томятся деревянные домишки, по крышам которых гуляют останки вечернего света: падая с карнизов вниз, они далее бегут по умытым дождями холмам и полям вверх и исчезают там, где небо сливается с землёй. Это мир гармонии, откуда в большую жизнь шагнули художник Верещагин, поэт Батюшков, писатель Гиляровский. Поневоле задаёшься вопросом: «Отчего здесь так красиво?» Ответ находится быстро: потому что здесь в сердцах людей живут вера и музыка, чистые помыслы, добрые намерения. И, видимо, ждать нам новых гениев земли Вологодской, готовых воспевать её красоты. Возможно, среди них ребята, победившие на этом празднике торжества жизни: Саша Разживина, Лиза Гичина, Карина Попова, Любовь Емеличева, Игорь Марков, Таня Чекушина, Арина Кулакова. Это ли не чудо воскресения?

Пример для подражания

С 2010 года в Кирилловском районе действует комплексная целевая программа «За духовное и нравственное здоровье». Русская православная церковь совместно с администрацией района проводит культурные, образовательные, социально значимые мероприятия, способствующие просветительству, здоровому образу жизни, духовному воспитанию молодёжи. Одним из главных идейных вдохновителей и организаторов большинства проектов стал отец Алексей Мокиевский. Кроме троих собственных детей, в семье батюшки подрастает приёмная девочка. По его инициативе проводятся ежемесячные акции в поддержку семейных ценностей, действует военно-патриотический исторический кружок «XVII век», оказывается помощь многодетным родителям и одиноким матерям… Наверное, потому 90% школьников Кирилловского района на уроке «Основы религиозной культуры и светской этики» пожелали изучать православие. А вокальный конкурс духовной песни «Кантилена» стал одним из составляющих элементов районной программы, которую с этого года активно поддерживает Национальный фонд поддержки правообладателей.