Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

В золотом пушку

В золотом пушку Ни одно из русских одеяний или атрибутов не способно изменить внешний облик женщины так, как оренбургский пуховый платок. Даже самым крепким плечам он придаёт изящность, хрупкость, нежность, отчего хочется склонить голову или прижаться к ним щекой. Такова магическая сила сотканной вручную шали, без которой невозможно представить отечественное кино и народную песню. Ведь изделие из Оренбуржья - само искусство, символизирующее мягкую, добрую, ласковую Россию.

Ювелирная работа

Мимо него невозможно пройти и удержаться от прикосновения. Мягкий, ажурный, воздушный, лёгкий, он манит на уровне инстинкта: руки тянутся потрогать и ощутить тепло, как в детстве — к матери. Неслучайно с подачи Людмилы Зыкиной, воспевшей оренбургский пуховый платок, мы отождествляем его с материнским теплом.

80-летняя певица для своего юбилейного тура по стране заказала пуховые перчатки и шаль. Мастерицы пошили непременные аксессуары выступления, но Людмила Георгиевна их так и не примерила. В 2009 году народная артистка СССР умерла.

Эту историю накануне выставки народных промыслов «Ладья-2014. Зимняя сказка» рассказывает директор оренбургского комбината Нина Елманова.

—    Настоящие платки с другими не спутаешь. А если возникли сомнения, то пропустите платок через кольцо 19-го размера: оренбургский обязательно пройдёт сквозь него.

Проведите по платку рукой. Он должен быть мягким. Ухватившись кончиками пальцев за ворсинки, вы его без труда поднимете со стола, как пушинку. Подделка останется лежать, а на пальцах — вырванный пух.

—    Поэтому, когда рядом с нами на выставках оказываются производители, демонстрирующие свои изделия под брендом «оренбургский», чаще всего они сворачивают свой стенд: сравнение не в их пользу.

—    Среди посетителей, наверное, бывают и известные персоны?

—    На прошлогодней выставке к нам подошла Светлана Владимировна Медведева. Остановилась, прикоснулась — не удержалась, примерила. Вы знаете, на её голубое платье шаль буквально «легла» тонкой и белоснежной паутинкой. Сочетание оказалось необыкновенным.

Перед магией ручной работы бессильны и представители сильного пола.

—    Как-то в Нью-Йорке двое посетителей-мужчин, увидев оставшийся в единственном экземпляре платок, прямо у витрины устроили между собой торг. Он превратился в настоящий аукцион, на котором изделие, при первоначальной цене в 2 тысячи рублей, ушло за несколько десятков тысяч.

—    В чём же секрет платка? Почему его принято называть мягким золотом?

—    Всё дело в тончайше спряденной нити из воздушного пуха толщиной 16 микрон Это и есть кашемир — подшёрсток горной козы. Он уникален. Дело в том, что животных с таким пухом в природе немного: в России всего 8 тысяч штук. Все они живут в восточной части нашей области на склонах Губерлинских гор. Интересно, что козочек пробовали вывозить за пределы региона. Но в других местах они переставали давать такой же одновременно лёгкий, тонкий и тёплый пух. Даже чистый воздух французских Альп не оказал на них такого же благотворного влияния, как родные края: изготовленные из него изделия уступали по качеству исконно оренбургским.

Действительно, пуховые платки на Руси ткали ещё в средневековье, но, видимо, только в междуречье притоков Урала оказалось возможным достичь совершенства, с которым не могут сравниться аналоги из Волгограда, Пензы, Беларуси, Украины, с Урала и Кавказа. Местный промысел зародился в конце XVIII века, когда вслед за своими мужьями осваивать эти края прибыли казачки.

Козьи слёзы

Есть ещё одно не менее важное отличие пухового изделия из Оренбурга. Это неповторимый орнамент внутри геометрической фигуры и обрамляющая его каёмочка. Благодаря этим элементам платок не перепутаешь ни с каким другим, особенно если учесть технологию производства, которая за несколько столетий не изменилась.

На одну шаль размером 110 на 110 сантиметров требуется около 200 граммов пуха, который вычёсывают металлическим гребнем в конце февраля, когда коза начинает линять. Для животных это отнюдь не безболезненная процедура. Козочки плачут, вырываются, и, чтобы их удержать, копытца приходится связывать. Каждое животное, как правило, даёт до 300 граммов подшёрстка. Исключения бывают, если в руки мастериц попадает крупный самец. Тогда можно вычесать до 400 граммов ценного сырья, из которого после обработки кудесница вяжет платок обычными спицами. На создание произведения самого большого размера — 150 на 150 сантиметров — уходит месяц.

Традиции вязания передаются от матери к дочери из поколения в поколение. Поэтому и сейчас пряхи работают по своим домам и деревням, а не под одной крышей общего цеха, как это может показаться. Причём в каиадой деревне делают то, что умеют лучше. Средний возраст современных мастериц перевалил за 50 лет. Но в деревне Донское нам удалось разыскать старожила промысла — бабу Аню Кудашеву. Точность и ловкость рук она сохранила с молодости, вот только зрение подводит. Однако в своём почтенном возрасте и при профессиональном недуге в мастерстве бабушка по-прежнему учениц опережает. Её удивительные узоры — что живописные картины, расписанные морозом на окне во время зимней стужи. Глянешь — и глаз не отведёшь! Своих дочерей у 84 - летней бабушки нет. Зато сын привёл в дом невестку, которую свекровь обучила непростому ремеслу. Теперь они вяжут вдвоём, а бабушка Аня ждёт, когда трое внуков подрастут и приведут в дом невест, глядишь, славная династия переживёт и нас, радуя потомков далёкого будущего.