Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Исход: уходили мы из Крыма…

Исход: уходили мы из Крыма…

Исполнители главных ролей Максим Линников и Дмитрий Белоцерковский. Фото: Мария Панкратова

8 мая на онлайн-платформах страны состоится премьера исторического документального фильма «Исход»

Лента повествует об одной из самых трагических страниц нашей истории – исходу армии Врангеля из Крыма осенью 1920 года.


Андрей Ромасюков. Репродукция картины «Застывшие во времени», представленная на выставке «То, что должен сказать»

Приказ об эвакуации главнокомандующий Белой армии отдал после штурма красноармейцами Перекопа, открывшего путь Cоветской власти на полуостров, после которого сопротивление стало бесполезным: Врангель организовал отход войск морем. За несколько ноябрьских дней на 126 кораблях родные берега покинули около 140 тысяч человек: вместе с офицерами, солдатами, казаками Белой армии уплывали семьи и сочувствующие – духовенство, интеллигенция, в том числе поэты, художники, музыканты, писатели. Это была самая масштабная морская эвакуация соотечественников, вошедшая в историю как Русский исход. После прихода к власти в Крыму большевиков начался период массовых репрессий, масштабы которых до сих пор остаются предметом дискуссии.

Иван Владимиров. Репродукция картины «Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году», представленная на выставке «То, что должен сказать»

События противостояния столетней давности в кинокартине показаны глазами двух человек, стоящих по разные стороны баррикад, – красного и белого офицеров. У каждого, как говорится, своя правда. Главные роли исполняют Максим Линников и Дмитрий Белоцерковский. Закадровый текст читает Сергей Чонишвили. При всей художественной образности создатели и участники ленты серьёзно подошли к вопросу исторической достоверности и фактической точности повествования. Фильм создан по материалам выставки Благотворительного фонда актёров и Центрального музея современной истории России «То, что я должен сказать», посвящённой 100-летию Гражданской войны и Русского исхода из Крыма. Видеообращение общественного деятеля, режиссёра, народного артиста России Никиты Сергеевича Михалкова к посетителям выставки органично вписалось в канву фильма. В съёмках приняла участие актриса, генеральный директор Благотворительного фонда актёров, руководитель выставочного проекта «То, что я должен сказать» Лариса Назарова:

– Хотелось бы выразить благодарность всем создателям фильма за то, что они сумели статичные, но вместе с тем очень эмоциональные материалы нашей выставки воплотить в такую щемящую версию фильма.

Лариса Назарова на открытии выставки. Фото: пресс-служба НФПП

Картина снята кинокомпанией «Русское кино» при поддержке Российского фонда культуры и Национального фонда поддержки правообладателей. Режиссёр-постановщик – Андрей Грачёв. Продюсер – Мария Панкратова, автор сценария – Елена Миляева. Композиторы – Сергей Киселёв, Никита Миронов. Оператор – Денис Негривецкий.

В преддверии премьеры «Прямая речь» побеседовала с исполнителями главных ролей – артистами театра и кино Максимом Линниковым и Дмитрием Белоцерковским…

Максим ЛИННИКОВ: это наша история

Максим Линников. Фото: Юрий Никитюк

– Максим, вы сыграли солдата Красной армии. Фильм заявлен как документальный. У вас уже был опыт работы с этим жанром? Как в целом к нему относитесь?

– Да, мне уже приходилось сниматься в документальных фильмах. И, насколько знаю, картины этого жанра в наше время пользуются большим спросом. Что же касается участия в них, то моё существование в этих работах по-актёрски ничем не отличается от игровых фильмов. Кроме того, что подготовка, как правило, требует знания материала и тем, о которых говорится в картине, так как документальные фильмы снимаются на основе реальных событий.

– Расскажите о своём герое: кто он, как оказался на стороне красных в годы Гражданской войны?

– Мой герой – парень, переехавший в своё время из деревни в город в поисках лучшей жизни. Он устраивается на завод, стараясь обеспечить себя и близких. Но, как ни пытается, денег, по сути, хватает только на то, чтобы выжить. На работе он встречает революционеров и проникается революционными идеями. Позже он становится офицером Красной армии и сражается за то, чтобы установить в стране новый порядок.

– Вы сразу согласились на эту роль? Ваш герой стал вам близок по духу во время съёмок?

– Да, я сразу согласился. Тем более что фильм снимали мои друзья. Очень крутая команда, с которой мы работали над многими проектами. Съёмки проходили в Крыму в очень красивых местах. И это, конечно, приятно вспоминать. Что касается работы над ролью, то в сценарии поступки и мысли моего героя были прописаны довольно подробно, что, безусловно, помогало понимать его мотивы и говорить его словами. 

– Вашим партнёром в картине стал Дмитрий Белоцерковский. Как с ним работалось? 

– С Дмитрием мы сразу нашли общий язык, и работать с ним было хорошо и комфортно. К сожалению, наши герои за всю картину ни разу не пересекаются в кадре. Оба они существуют в монологах, рассказывая свою историю, вплетённую в драматические для нашей страны события. Каждый из них живёт своей правдой и представляет один из противоборствующих лагерей.

– Герой Дмитрия – антипод вашему: он был вынужден эмигрировать, потому что этого требовала новая власть рабочего народа. Как думаете, почему именно так распределились роли: вы – красный, он – белый, а не наоборот?

– Почему именно так распределились роли – это скорее вопрос к режиссёру и продюсеру. Так они увидели. К тому же кого ещё мог играть в такой картине артист по фамилии Белоцерковский? Естественно, белого. Это, конечно, шутка.

– Съёмки фильма проходили там, где всё случилось в реальности, – в Крыму. Вам удалось прочувствовать атмосферу тех грозных и трагических для России дней непосредственно на месте?

– Если бы приехал в эти места в качестве туриста, не думаю, что ощутил бы атмосферу тех страшных событий. Но я был там как актёр, погружающийся в материал, безусловно, исторические места помогали прочувствовать всю трагедию случившегося.

– Со времени Русского исхода прошло более 100 лет. Как вам кажется, нужно ли сейчас поднимать в российском кино такие темы, которые долгие годы были под запретом?

– Эта наша история. Её нужно знать и рассказывать о ней молодому поколению, чтобы избежать повторения ошибок в будущем. Думаю, такие фильмы, как «Исход», могут подтолкнуть к более подробному изучению непростых страниц истории России, пробудить к ней интерес.

Дмитрий БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ: от «Бега» к «Исходу»


Дмитрий Белоцерковский читает рассказ Сергея Есенина «Бобыль и Дружок» в проекте «Русского кино» «Все в сад». Фото: пресс-служба кинокомпании «Русское кино»

– Дмитрий, расскажите, как вы готовились к работе?

– Я сыграл белого офицера. На роль согласился моментально, так как с этой творческой командой работаю уже давно, мы понимаем друг друга буквально с полуслова. Впервые с темой Гражданской войны встретился ещё в институте, когда мой любимый педагог Евгения Олеговна Дмитриева ставила отрывок из «Дней Турбиных», в котором я сыграл Лариосика. А уже на четвёртом курсе в спектакле «Чёрный снег» по роману «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» исполнил роль Шервинского. В театре «Содружество актёров Таганки», куда поступил после института, в спектакле «Бег» сыграл Сергея Павловича Голубкова. После этих ролей тема Белого движения мне, конечно, очень близка.

 

– Если в художественном кино можно примерить на себя роль выдуманного персонажа, то в документальном, наверное, появляется ощущение реальности происходящего? Каково чувствовать, что вы – один из десятков тысяч гонимых людей, в один миг потерявших Родину?

– Для меня нет разницы – документальный фильм или художественный. Я и в ролях художественного кино всегда стараюсь найти что-то документальное. При подготовке к съёмкам в «Исходе» читал подлинные письма, изучал материалы. Мне, кстати, очень помог в этом плане проект Никиты Михалкова «Русские без России», где как раз много рассказывали про это страшное для нашей страны время. Используя полученные знания, я постарался передать их в своём образе белого офицера.

– Фильм об истории России. Интересно, в школьные годы вы любили этот предмет?

– Свои школьные годы я могу сравнить с процессом написания картины импрессионистом. Это что-то стремительное и выхваченное из будних дней. Вспышка! (Смеётся.) На самом деле школу я очень любил, хотя иногда и прогуливал. Впечатления о ней у меня прекрасные. Но вот историю как предмет помню плохо. Я вообще, наверное, стал хорошо учиться только в Щепкинском и только потому, что платили стипендию. Там я увидел мотивацию и смысл. А в школе был круглым троечником.

– Как работалось с партнёром по площадке Максимом Линниковым? В «Исходе» ваши герои противопоставлены друг другу. Он – красноармеец. Обсуждали с ним своих персонажей?

– Мы прекрасно работали с Максимом. Я видел его до нашего знакомства в Театре Наций в спектакле «Метод Грёнхольма», и мне было вдвойне приятно увидеть Максима уже на площадке, сниматься в одной картине. Конечно, мы старались друг друга поддерживать, обсуждали героев, проговаривали какие-то сложные моменты. На площадке вели себя не как «белый» и «красный», у нас всё-таки более тёплые отношения. (Улыбается.) Очень рад, что встретил на этом проекте Максима.

– С какими трудностями во время съёмок фильма пришлось столкнуться?

– Так как съёмки должны были проходить в Крыму, естественно, в моём чемодане лежали шорты, майки и плавки. Но нас встретил ледяной ветер. Это вообще было непохоже на Крым, если честно. Даже местные жители нам сказали, что такое в тех краях бывает крайне редко в это время. И здесь я, конечно, Максиму не завидовал, потому что его персонаж ходил в тоненькой кожанке, а у меня как у белого офицера была настоящая тёплая шинель. Я мог поднять воротник и хоть как-то укрыться от шквалистого ветра. Даже погода соответствовала атмосфере тех дней, когда люди были вынуждены покинуть свою Родину… Но, несмотря на трудности, мы всё равно смогли снять фильм в поставленные сроки.

– Как думаете, почему важно показывать такие исторические документальные проекты? Какова целевая аудитория «Исхода»?

– Подобные фильмы важно показывать, для того чтобы будущие поколения учились на ошибках наших предков и не повторяли таких вещей. Думаю, картина понравится всем, кто интересуется историей России.

– Представьте, что у вас есть возможность сыграть любую историческую фигуру. Кто это будет?

– Давайте Ломоносова! Пешком дошёл до Москвы и стал великим человеком!