Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Маяки Сергея Воробьёва

Маяки Сергея Воробьёва

В жизни он очень похож на своих киногероев: по-военному короткий ёжик тронутых сединой волос, уверенная походка, в которой чувствуется сила. Звезда популярных сериалов «Стражи Отчизны», «Литейный», «Улицы разбитых фонарей», «Позывной “Стая”», «Дружина» в прошлом – профессиональный спортсмен и тренер: в 1990-е годы выступал за профессиональную сборную и Лигу чемпионов Санкт-Петербурга и России по карате. Имеет чёрные пояса по разным видам единоборств, владеет несколькими видами холодного и огнестрельного оружия, приёмами рукопашного боя. Одиннадцать лет назад счастливая случайность привела его в мир кинематографа. Актёр и каскадёр рассказал, как спортивные достижения помогают быть востребованным в актёрской профессии.

Эпизод с Литейного

– Сергей, в качестве кого чувствуете себя более комфортно – каскадёра или актёра?

– У меня около ста работ в кино как актёра и постановщика трюков. Поэтому мне комфортно в обеих профессиях.

– Актёрская профессия – мечта детства?

– В детстве мы все мечтаем стать героями – космонавтами, лётчиками, танкистами, моряками. После школы я поступил в Астраханское культурно-просветительское училище по специальности «Актёр», но потом ушёл в рыбопромышленный техникум, после которого пять лет успешно бороздил просторы Тихого океана. Но искусство во мне одержало верх над морской романтикой. Мой дебют в кино состоялся ещё в 1991 году. Я тогда выступал за сборную Петербурга по карате и летом на тренировочной базе в Крыму познакомился с режиссёром Виталием Аксёновым. Он пригласил меня сыграть тренера по карате в фильме «Прыжок тигра». Съёмки меня увлекли, но в 1990-е годы, откровенно говоря, было не до кино. Я продолжал заниматься профессиональным спортом до тех пор, пока в 2007 году совершенно случайно в офисе моего друга не познакомился с кинопродюсером Владиславом Васильевым. Мы разговорились о трюках в кино, и он пригласил меня на съёмки «Литейного». В одной серии я сыграл эпизодиче­скую роль. Продюсеры Инесса Юрченко и Сергей Щеглов в меня поверили, и эта эпизодическая роль выросла в одну из ключевых. В результате я девять лет был занят в этом проекте. В каждом из нас с рождения заложен актёрский талант, но постепенно мы приобретаем много комплексов, которые препятствуют его проявлению.

В «Литейном» эпизодическая роль выросла в одну из ключевых

– За опытом к актёрам обращаетесь?

– В профессии актёра очень важно умение учиться всему новому. Нужно постоянно совершенствоваться. Когда я работаю на площадке с известными актёрами, всегда подглядываю: как они работают с текстом, как репетируют. Помогает жизненный опыт. Он позволяет мне представить и пережить ситуацию, которую играю. Мой хороший друг Евгений Сидихин однажды мне сказал: «Серёга, ничего не играй. Будешь играть – завалишь! Твой герой – ты сам в предлагаемых обстоятельствах». Это напутствие стало моим кредо в кино. Мне посчастливилось сниматься с Евгением Сидихиным, Алексеем Ниловым, Сергеем Селиным, Борисом Галкиным, Анастасией Мельниковой. В каждом из них нахожу то, что меня цепляет и чему хотел бы научиться. У нас принято ругать сериалы. Соглашусь, среди них есть как хорошие, так и плохие. Иногда специально пересматриваю не очень хорошие сериалы, чтобы не повторять чужих ошибок. Однажды осознал, что мне не хватает специального образования, и в 48 лет поступил в Петербургский университет кино и телевидения в мастерскую Вячеслава Алексеевича Сорокина. В 2014 году получил диплом с отличием по специальности «Актёр и режиссёр игрового кино».

Космическая сила

– Внештатная ситуация на площадке – обычное дело?

– Я часто работаю и как исполнитель главной роли, и как постановщик трюков. Четыре серии «Позывного “Стая”» режиссёров Михаила Колпахчиева и Алексея Ведерникова мы снимали в Северной Африке. Я играл командира группы. В первый съёмочный день сломал плечо и потом работал с травмой. В экшн-сценах помогали обезболивающие. Пока актёры отдыхали, я готовил трюки, коллегам объяснял и показывал, как надо драться. В таком режиме мы работали каждый день по 14 часов. Я этим фильмом очень дорожу. Кстати, в первые три года проката его показали 82 раза по четырём российским кана­лам. У него более 20 миллионов просмотров в Интернете.

Кадр из кинофильма режиссёров Михаила Колпахчиева и Алексея Ведерникова «Позывной “Стая”»

– А как артисты реагируют на задания? Ведь не у всех спортивная подготовка такая же, как у вас.

– Действительно, не все актёры – спортсмены. Многие, как правило, боятся сделать что-то не так. Даже если не получается, всегда подбадриваю. Человек сразу раскрывается. Однажды меня пригласили в Анапу, где снимали несколько серий многосерийного фильма о самбистах и бойцах смешанных единоборств. Не буду называть картины. Это криминальная история с боями, драками. Из-за небольшого бюджета в команде не было ни одного каскадёра. Главные герои – прекрасные артисты, но никогда не занимались единоборствами, а по сценарию они – чемпионы. Я играл отца одного из ребят. Чтобы трюки выглядели правдоподобно, за четыре дня объездил все спортивные школы Анапы в поисках массовки, а исполнителей главных ролей направил к известному тренеру осваивать азы единоборств, карате, учиться наносить боевые удары. Но, понимаете, за такое небольшое время научиться даже элементарным приёмам невозможно. После съёмок мы с режиссёром монтажа ещё неделю монтировали сцены. Конечно, иногда приходится становиться фокусником. На площадке часто спрашивают, чем питаюсь, чтобы быть в форме? А я отвечаю: «Видимо, меня питает энергия космоса». Я на съёмке не чувствую возраста, болезней, проблем. Меня поддерживает спорт: каждый день бегаю, хожу в бассейн, делаю упражнения по общей физической подготовке.

Невозможное возможно

– На экране вы играете сильных мужчин в нестандартных ситуациях. Не возникает желания сменить амплуа?

– К своим способностям надо относиться реально. Согласитесь, если я со своей внешностью сыграю героя наподобие Юрия Деточкина, зритель не поверит. Я не уверен, что обладаю актёрским даром и талантом перевоплощения в полной мере, хотя драматические сцены мне удаются. Когда в предпоследней серии «Позывной “Стая”» у моего героя на руках погибает жена, я в кадре заплакал. При этом, как постановщик трюков, эту сцену накануне координировал – расставлял актёров, работал с оператором. И когда дубль был снят, сами девочки, занятые со мной на площадке, зарыдали. Съёмочная группа мне аплодировала.

– По вашему мнению, чем наше трюковое кино уступает голливудским экшнам?

– Наш экшн не уступает Голливуду. Российские каскадёры ценятся чрезвычайно высоко во всём мире. Нас отличает очень ограниченный бюджет, из-за которого сокращено время съёмок. Я имел удовольствие сниматься для кинокомпании «Юниверсал пикчерс» в документальном фильме о криминальной России 1990-х. Когда мы обедали с американским продюсером, показал ему проморолик того же «Позывного...». Он очень удивился высокому качеству нашей работы. А просмотрев проморолик исторического сериала «Дружина» режиссёра Михаила Колпахчиева, в котором я сыграл Годуна, сказал: «Такое невозможно снять за 8 часов! За 8 дней – поверю, а за 8 часов – нет». Мы его действительно сняли за восемь часов. Вообще считаю: чем сильнее замахнёшься, тем дальше полетишь. Мысли материальны. О чём думаешь, то в жизни и получаешь. Если видишь в темноте маяк, ты не мечешься. Как говорил мой известный тренер Вячеслав Динович Цой: «Если ты сказал, что чего-то достиг, ты ничего не достиг». Человек учится с первого до последнего вздоха. Главное – не лениться.

Кадр из фильма «Дружина»

Фото: из личного архива Сергея Воробьёва