Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Николя Челоро: Счастлив каждый раз возвращаться в Россию

Николя Челоро: Счастлив каждый раз возвращаться в Россию 18 ноября в Московском международном Доме музыки выступит французский композитор, которого музыковеды и критики называют продолжением Дебюсси

С 16 лет он участник многочисленных европейских фестивалей. В 18 блестяще окончил Высшую национальную консерваторию в Париже, завоевав до этого Золотую медаль Консерватории Версаля и премию на конкурсе Radio France «Королевство музыки». Музыкальный критик влиятельной испанской газеты El Correo Франциско Мельгизо так писал после его выступления: «…Слушая мастеров фортепианной игры на протяжении более 60 лет… мы можем с уверенностью утверждать, что технически и артистически Николя Челоро должен быть поставлен в один ряд с лучшими пианистами современности». А журнал Diapason после выхода диска «Шедевры французский фортепианной музыки», в котором собраны произведения Шопена, Листа и Де Фалья, сообщал: «…Николя Челоро виртуоз первого плана – как в технике, так и в манере исполнения…» Но Челоро не только блестящий пианист. Он незаурядный композитор, в творчестве которого французские критики и музыковеды увидели продолжение Дебюсси, Листа, Мусоргского…

18 ноября в Московском международном Доме музыки Николя Челоро представит программу, в которой вместе со своими произведениями исполнил музыку Баха, Шопена, Листа, Бетховена, Рахманинова. Николя – частый гость в России. Откуда такое влечение к нашей стране? Романтическая натура? Любознательность? Или желание европейца постичь природу русской культуры? За ответом мы обратились к пианисту и музыканту. В первые минуты наш герой попытался общаться по-русски, но быстро пришёл к выводу – на чужом языке сложно выразить мысли, и потому беседа продолжилась на французском.

Дивный сад

– Николя, у вас есть объяснение так рано заявившему о себе исполнительскому и сочинительскому таланту?

– В большей степени это судьба и отчасти – моё желание делиться музыкой. Я начал заниматься, потому что мои родители сами очень любили музыку. В музыкальной школе «перепрыгнул» сразу через четыре класса фортепиано. В молодости выиграл конкурс Radio France, и европейские радиостанции стали транслировать мои записи. Меня пригласили в Испанию принять участие в концерте в мадридском Королевском театре, где в это же время проходил европейский конкурс молодых исполнителей. Я познакомился с его организаторами, благодаря которым у меня уже в очень раннем возрасте появилась возможность играть на публике.

А сочинять хотел с тех пор как начал играть. Сочинение музыки всегда являлось способом уйти от неестественности исполнения. Ведь задачи исполнителя отличаются от задач композитора. Первый ищет оригинальный способ выражения музыкального произведения. А автор, оставаясь преданным интуиции, стремится сотворить нечто прекрасное.

– Чем же подход пианиста-композитора отличается от подхода к интерпретации произведения пианистом-исполнителем. Существует разница в видении?

– Безусловно. Фортепианный репертуар очень обширен. Мне очень нравятся композиторы-романтики – Шопен, Лист, Рахманинов, Шуберт, Брамс, Бетховен, Бах, Дебюсси. Для меня они олицетворение дивного сада фортепианного репертуара. При этом с нескрываемым удовольствием играл на подобных концертах и свои сочинения. Но однажды услышал, как друг-пианист играл одно из моих произведений, и обнаружил, что это исполнение намного интереснее моего: его творческий подход позволил выразить музыку отличным от собственного способом. Услышанное послужило импульсом к более осознанной мною интерпретации произведений великих мастеров разных эпох. Я начал понимать, что главное – не воссоздать копию того, что уже существует, а, наоборот, с помощью личного запаса знаний, композиторского опыта и мироощущения открыть заново то, что в собственной, креативной и свободной форме в произведениях заложили авторы. Музыка предрасполагает задаваться философскими вопросами. Если играете арию Баха, вы будто выражаете другой мир. В музыке великих композиторов привлекательно то, что вы открываете нечто изумительное. Я лично созерцаю жизнь, у меня возникает необходимость задаваться глубокими вопросами о смысле жизни.

Школа Цифры

…Одним из важнейших наставников Николя Челоро стал французский пианист венгерского происхождения Дьёрдь Цифра – феноменальный виртуоз, называемый критиками «акробатом рояля», «виртуозом педали». Его феерическая техника, сокрушительный напор и титанический темперамент покоряли многих поклонников музыки во всём мире. Но, с одной стороны, его сравнивали с Горовицем, а с другой – сетовали на отсутствие глубины и дурной вкус в погоне за темпом. Сегодня трудно удивить отличной школой и свободой виртуозной техники. Но Цифра был способен увлекать, поражать и захватывать своей игрой, которая была далека от внешнего холодного блеска. Он безупречно владел всеми средствами выразительности, в его игре была прелесть совершенства. Николя Челоро не скрывает своего восхищения от игры и школы своего кумира.

– Личность Дьёрдя Цифры тяжело сравнить с моими другими преподавателями, – продолжает Николя. – Он сильно отличался от них. Цифра из цыганской семьи, играл на ярмарках известные отрывки из опер, являлся в какой-то степени циркачом. Только в 17 лет начал официально учиться в музыкальной школе. Когда поступил, педагоги даже не знали, в какой класс его определить, так как, обладая большим мастерством, он не умел читать ноты.

В поисках более глубокого и выразительного смысла педагог нас учил заново изобретать. Но парадокс в том, что он, будучи блестящим виртуозом, не обращал большого внимания на технику беглости пальцев у своих учеников. Просто нам, для того чтобы соответствовать его требованиям, нужно было много заниматься и постоянно искать, оттачивая техническое совершенство, свой подход к интерпретации. Мастер учил нас наслаждаться самим процессом созидания музыки здесь и сейчас. Цифра давал возможность идти дальше, нежели автором задумывалось в начале. Он побуждал к выразительности. Будучи музыкантом-романтиком, любил добавлять экспрессии во время исполнения.

Любовь по-французски

Необычная форма концертов Николя Челоро хорошо известна широкому кругу слушателей. Это музыкально-литературные композиции, в которых он выступает вместе с такими известными актёрами, как Майкл Лонсдейл, Брижит Фоссе, Даниэль Месгиш, Мари-Кристин Барро (племяница знаменитого актёра и режиссёра Жана-Луи Барро). Музыкальные спектакли повествуют о жизни и творчестве Шопена, Листа, Бетховена: Николя играет, а драматический артист рассказывает… Среди спектаклей есть особенный. Он называется «Слова Любви в Тибирине».

– Во Франции прошёл фильм, который пользовался большим успехом, – продолжает наш герой. – Он о страданиях французских христианских монахов в Алжире. У них установились хорошие отношения с жителями-мусульманами алжирской деревни, но, к сожалению, террористы их убили. Фильм воссоздаёт эту трагическую историю. В картине актёр Майкл Лонсдейл исполнил роль одного из монахов – брата Люка, врача, который написал и оставил после себя много текстов духовного содержания. Я много выступал с Лонсдейлом, и мы решили использовать тексты брата Люка. Я дожен был написать музыку к философско-религиозным размышлениям погибшего монаха. Подобная тематика открывала передо мной как музыкантом-композитором широкое поле для самовыражения. Мне хотелось, чтобы музыка, которую я сочинил, вызывала чувство соприкосновения со сверхъестественным. Так появился этот спектакль.

– Поездки в Россию также связаны с желанием соприкоснуться с малопонятным?

– Меня привлекает русская культура. По-моему, у вас классическая музыка более популярна, чем во Франции и на Западе в целом. На Олимпийских играх в Сочи в исполнении оркестра звучали фортепианные концерты Чайковского, Рахманинова... На Олимпиадах в других странах подобного не наблюдал – напротив, классическая музыка почти не звучала. Я не русский, но в моих собственных произведениях присутствует русский стиль. Признаюсь, это делаю не специально. Так получается само собой. Поэтому мне казалось естественным лучше познакомиться и познать Россию и российскую публику. Впервые выступил в России в конце 1990-х годов намеренно во Владивостоке. Чтобы, как говорится, начать знакомство издалека. Сейчас нет такого количества свободного времени, чтобы пересекать вашу необъятную страну. У меня очень плотный концертный график. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга играл в Суздале, Владимире, Муроме, Ярославле. Я счастлив каждый раз возвращаться в Россию.

Фото: из личного архива