Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Размеренный Верди, несдержанный Вагнер

Размеренный Верди, несдержанный Вагнер

Они родились в один год – 1813-й. Один – в солнечной Италии, другой – в сумрачной Германии. Музыкальный талант обоих более чем гордость нации – суть ментальности каждой. Оба служили одной музе – музыкальной драме. Гениальные и непохожие. Одного на передовую баррикад вынесло течение, другой сам лихо закручивал вокруг себя события...

Текст: Мария Вальдес

оворя современным языком, арии Верди становились шлягерами буквально на следующий день после премьер: на спектаклях артистам подпевал зал. «Голос и мелодия для меня всегда будут самым главным», - признавался композитор. Музыкальная драма Вагнера – уникальный сплав легенд и мифов немецких народов, бесконечные томительные мелодии, голосовые и оркестровые открытия на грани физических возможностей того времени. И зачастую современникам они были непонятны.

Спокойный и размеренный Верди всегда оставался верным традициям. Даже оставшись одиноким после трагической смерти жены и детей, он долгое время тщательно скрывал свои тёплые отношения с известной певицей и мудрой женщиной Джузеппиной Стреппони. Нигде, кроме личных писем, своих взглядов не высказывал. Однако творчество Верди, напитанное солнцем Италии, стало символом итальянской революции без лишних усилий композитора.

Авантюрный, несдержанный Вагнер превосходно владел всем набором средств современного пиара. Его жизнь напоминает приключенческий роман: участие в революционных событиях в Дрездене 1848 года, тайный побег от долгов, дружба с богатыми покровителями, любовные треугольники. А чего стоит мастерски написанная автобиография, отчасти придуманная им самим! Объёмные манифесты Вагнера, где он подробнейшим образом высказывал свою точку зрения на всё: музыку, драму, философию. Он стремился быть рупором своих идей и вёл за собой в искусство будущего. «Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени», - убеждал композитор.

Добродушный Верди не раз предлагал «своему музыкальному противнику» встретиться и пожать друг другу руки. Но Вагнер молчал. Вымышленная встреча произошла лишь в литературном романе Франца Верфеля «Верди. Роман оперы». А может, она была и не совсем вымышленной? Но эту загадку композиторы унесли с собой…

Юбилейный сезон - 2013 итальянская «Ла Скала» открыла «Лоэнгрином» Вагнера. Решение музыкального руководителя и главного дирижёра самого известного оперного театра Италии Даниэля Баренбойма породило настоящую бурю в итальянской прессе. Баварская опера, оплот вагнеровских традиций, юбилей Верди почтила новой постановкой оперы «Трубадур». Сегодня гениальные творения Верди и Вагнера рука об руку идут по всем театрам мира. Время сделало то, что не смогли сделать люди: оно примирило вчерашних противников, оценив каждого по достоинству.