Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Ужин с Чайковским

Ужин с Чайковским Работа участника конкурса «Чайковский.Графика»

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору», – завещал Пётр Ильич Чайковский. Сегодня музыка Чайковского – одна из самых исполняемых в мире. Директор Международного фестиваля «Чайковский.SPB.RU», заместитель директора Центра музыкальной культуры «Чайковский», лауреат конкурса «Музыкальный журналист», музыковед, Светлана Клевцова рассказала о том, как в городе на Неве сегодня популяризируют имя классика.

Петербург, без которого невозможно

– Светлана, можете назвать своё любимое сочинение Чайковского?

– У меня есть личная история, связанная с Петром Ильичом. В детстве я мечтала исполнить Первый фортепианный концерт в Большом зале филармонии. Но вмешался рок, или, как говорил сам композитор, – фатум. В 7-м классе музыкальной школы я переиграла руки и два года фактически училась играть заново. В музыкальном училище мне предложили на выбор сразу три факультета: фортепианный, музыковедческий и дирижёрский. Я выбрала музыковедческий как лучшую альтернативу. Но боль несостоявшейся мечты осталась на всю жизнь.

Светлана Клевцова

– Сейчас модно посвящать мероприятия музыке, малоизвестной широкому кругу слушателей: забытой старинной или остросовременной. А вы обратили свои взоры к более чем популярному Петру Ильичу. Как возникла идея создать такой фестиваль?

– Фестиваль является одним из направлений деятельности Центра музыкальной культуры «Чайковский», который был создан в 2016 году в Санкт-Петербурге. Автор идеи фестиваля – основатель и директор центра, заслуженный работник культуры РФ Виктор Андреевич Воротников. Основная наша задача – увековечить память великого композитора в нашем городе. Чайковский прожил большую часть своей жизни в Петербурге. Здесь он начал серьёзно заниматься музыкой. В Северную столицу будущий композитор впервые попал в 8 лет. Хрупкого, впечатлительного мальчика разлучили с матерью и отправили на учёбу в Императорское училище правоведения. Холодный морской климат, суровые годы учёбы, одиночество, драматические поиски своего пути, болезненная критика со стороны петербургских коллег по музыкальному цеху должны были вызвать неприятие композитора, но в письме к сестре Александре он пишет: «Всё, что дорого сердцу, – в Петербурге, и вне его жизнь для меня положительно невозможна». Впоследствии он стал первым выпускником Санкт-Петербургской консерватории, получившим высшую награду – большую серебряную медаль. Оригинал его диплома находится в Государственном мемориальном музее-заповеднике в Клину, именем Петра Ильича, совершенно справедливо, названа Московская государственная консерватория. А в Петербурге на сегодняшний день нет места, которое хранило бы память о композиторе: ни музея, ни полноценного публичного памятника. В городе установлены три бюста – в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича и в Таврическом саду. Третий из-за длительного ремонта здания Санкт-Петербургской консерватории пока скрыт от глаз посетителей на складе. Также надгробный памятник стоит на могиле в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. В 2019 году был объявлен международный архитектурный конкурс на эскизный проект памятника, который должен быть установлен в районе Театральной площади у Концертного зала Мариинского театра.

Памятник Чайковскому в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

– В названии фестиваля «Чайковский.SPB.RU» вам удалось объединить сразу три темы: Чайковский, Петербург и интернет. Как они взаимосвязаны?

– Любовь композитора к Петербургу стала главной темой фестиваля. К этому городу невозможно быть равнодушным. Восхищение Петербургом, ставшие источником вдохновения для Петра Ильича, продолжает жить в сердцах современных творцов. А технологии помогают реализовать любые идеи. Благодаря интернету в программе фестиваля приняли участие композиторы, художники, исполнители, артисты из 15 стран мира. За три года в рамках фестиваля мы организовали почти 100 мероприятий, в том числе более 10 интернет-конкурсов. Из-за отмены праздничных мероприятий, связанной с пандемией, ко дню рождения Петра Ильича мы провели онлайн-конференцию «Время Чайковского» с участием известных деятелей культуры и искусства.

Без фальши

– Фестивалю три года. Какие традиции сложились за это время и от чего пришлось отказаться?

– Мы постоянно находимся в поиске новых идей. Наш фестиваль мультижанровый: пробуем различные виды искусства. Конечно, за это время сложились определённые традиции, которых мы придерживаемся. Например, каждый год зарубежные композиторы посвящают фестивалю свои сочинения. В 2017 году итальянский композитор Орацио Могери написал и лично исполнил в концерте фестиваля «Джазовую симфонию для саксофона на темы из произведений Чайковского». В 2018-м его соотечественник Сильвано Скалтритти подарил нам пьесу «Посвящение Чайковскому». Поддержку осуществляло итальянское издательство Wicky.

На премьере пьесы Сильвано Скалтритти «Посвящение Чайковскому» в Мраморном зале Петербургской филармонии

В 2019 году два американских композитора Курт Качоппо и Джузеппе Лупис посвятили фестивалю «Невскую фантазию для скрипки и фортепиано» и «Фантазию для фортепиано и оркестра на темы Чайковского». Меняются программы, участники, но наше стремление к высокому качеству остаётся неизменным. Рядом с именем Чайковского должно быть только прекрасное. Пётр Ильич не любил фальши.

– Как рождаются программы?

– В судьбе Петра Ильича много интересных событий, неизвестных широкому кругу. Из каждой такой истории можно сделать отдельную программу. Например, Пётр Ильич, будучи студентом консерватории, учился играть на органе фирмы «Валькер» в знаменитой Лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском 22-24. Оргкомитет фестиваля объявил конкурс среди студентов российских консерваторий. Помня о балете Чайковского «Лебединое озеро», мы предложили участникам написать сочинения для симфонического оркестра с обязательной партией органа на «водную тему». В финале конкурса под сводами Петрикирхе прозвучала программа «Затонувший собор», где были исполнены композиции финалистов конкурса и прошла выставка фотографий подводного мира. Судьба Чайковского и его творчество постоянно дарят нам идеи. Я не очень верю в мистику, но меня не покидает ощущение, что сам Пётр Ильич помогает нам.

– У вас за плечами 20 лет деятельности в сфере музыкального менеджмента. Вы вывели формулу успешного фестиваля?

– Чтобы сделать интересный фестиваль, нужны интересная идея, яркая фигура, солидный бюджет.

– И что помогло вам?

– Мы придумали сразу две идеи. Во-первых, на фестивальных площадках вокруг имени Чайковского мы объединили различные сферы искусства. У нас много проектов, в которых задействованы музыка и живопись, поэзия, графика, хореография и кино. Сейчас мы работаем над созданием мультимедийной постоянно действующей выставки, которая представит жизненный путь Чайковского. Такого проекта в России пока нет. Подобную историю о жизни и творчестве Шопена сделал музей Фридерика Шопена в Варшаве. Мы хотим повторить опыт наших польских коллег на примере Петра Ильича и воссоздать полную картину жизни композитора, в которой будут представлены малоизвестные документальные истории, фотографии, рукописи писем.

– И вторая?

– Мы даём молодым путёвку в жизнь. В программах фестиваля принимают участие не только маститые, но и юные музыканты: стипендиаты различных фондов, лауреаты детских и молодёжных конкурсов. Мы приглашаем юных музыкантов из Хорового училища имени Глинки, Средней специальной музыкальной школы при СПбГК, Музыкального лицея Санкт-Петербурга. В минувшем году в программе фестиваля принимал участие очень перспективный 16-летний петербургский пианист, победитель международных конкурсов Виталий Петров.

Светлана Клевцова с Виталием Петровым

Ещё один участник фестиваля – лауреат всероссийских и международных конкурсов, самодеятельный детский коллектив высочайшего уровня, Оркестр имени Павла Смирнова. Мы организуем выставки и конкурсы юных художников, поэтов, журналистов.

Среди друзей

– Кто у фестиваля в «группе поддержки»?

– Мы дружим со всеми российскими музеями, связанными с жизнью и деятельностью Петра Ильича: Государственным мемориальным музеем-заповедником в Клину, Музеем-усадьбой Чайковского в Воткинске, музеем «Чайковский и Москва». В 2019 году в рамках Культурного форума мы подписали соглашение с Государственным мемориальным музеем-заповедником в Клину о проведении совместной юбилейной выставки, посвящённой 180-летию со дня рождения композитора, в Государственном Русском музее. Выставка должна пройти в Строгановском дворце в Петербурге. Один из главных наших единомышленников и соратников – Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова в лице ректора Алексея Васильева – заслуженного артиста России, профессора, художественного руководителя и председателя организационного комитета фестиваля.

Ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев – один из главных единомышленников и соратников фестиваля

Также мы находимся в тесном контакте с потомками композитора. Большой друг фестиваля Денис фон Мекк, прапраправнучатый племянник композитора, коллекционер, основатель благотворительного фонда имени Надежды Филаретовны фон Мекк. Денис Андреевич безвозмездно предоставил нам документы из своего уникального архива, посвящённого жизни и творчеству Петра Ильича.

– У фестиваля есть постоянные участники?

– Наш хедлайнер – Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга и его дирижёры – Максим Алексеев и Игорь Пономаренко.

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга

Остальные участники каждый год меняются. В 2017 году в фестивале принимали участие Калининградская областная филармония имени Евгения Светланова, Новосибирская государственная филармония, Харбинская консерватория, Крымская филармония и Художественный музей Севастополя. В 2018 году присоединилась Витебская областная филармония Республики Беларусь, Центральный музей железнодорожного транспорта РФ. Также совместно с Санкт-Петербургской филармонией джазовой музыки под управлением народного артиста России Давида Голощёкина мы провели конкурс джазовых интерпретаций музыки Петра Ильича. Нам прислали изумительные вариации на серьёзные глубокие темы Шестой, Четвёртой симфонии. Давид Семёнович отметил высокий профессиональный уровень джазовых работ и тонкость понимания музыки Чайковского, бережность её интерпретации.

Автор идеи фестиваля, основатель и директор Центра музыкальной культуры «Чайковский» Виктор Воротников с руководителем Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки Давидом Голощёкиным

В 2019 году Российский центр науки и культуры на Мальте способствовал выступлению на фестивале заслуженного артиста России, виолончелиста Бориса Андрианова, кларнетиста Сергея Елецкого, пианиста Филиппа Копачевского, скрипача Гайка Казазяна. В 2020-м планируем в Академической капелле совместную программу с Благотворительным фондом имени Давида Ойстраха. В программе фестиваля вместе с произведениями Чайковского заявлен Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано Бетховена. В этом году мировая общественность также отмечает 250-летие со дня рождения великого немецкого композитора. Мы мечтаем о большом и высоком, но реализуем то, что позволяют финансы.

Интерактивный подход

– Из чего складывается экономика фестиваля?

– Фестиваль поддерживается Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Конечно, очень важна помощь спонсоров – множество больших и малых коммерческих фирм помогают нам организовать бесплатные экскурсии для горожан по местам жизни композитора в Петербурге, предоставляют дипломы и подарки участникам, информационную и мультимедийную поддержку. Нас выручают культурные связи и совместные проекты. Сегодня более 40 учреждений культуры Санкт-Петербурга, Москвы, других российских и зарубежных городов задействованы в нашем фестивале. Например, Русский музей пригласил нас принять участие в Международном молодёжном поэтическом конкурсе имени Великого князя Константина Романова. Мы сделали совместный проект со Всероссийским музеем Пушкина: театральную программу и выставку-ретроспективу, посвящённую самым известным постановкам оперы «Евгений Онегин» в России. Ювелирный дом «Елена Цветкова» в рамках конкурса декоративно-прикладного искусства «Современное наследие России» в этом году предложил номинацию, посвящённую Петру Ильичу. Иногда удаётся реализовать такие проекты, в которые изначально верилось с трудом.

– С какими проблемами, кроме финансовых, сталкивается фестиваль?

– Основная заключается в том, как привлечь, заинтересовать и порадовать зрителя. Наша мегазадача – придумать красивую оригинальную программу, чтобы показать творчество Петра Ильича современным, интересным и актуальным. Я понимаю, что можно включить в программу мой любимый Первый фортепианный концерт, и половина билетов будет продана, но нельзя постоянно играть одно и то же. Молодёжную аудиторию сейчас сложно заинтересовать. Мы живём в такое время, когда искусство должно развлекать и провоцировать. Мне как академическому музыканту этот подход не совсем по душе, но он реально работающий.

– В программе фестиваля много интерактивных конкурсов. Вы сознательно стремитесь вовлечь зрителя в творческий процесс?

– Я хочу, чтобы люди, особенно молодые, не просто пришли послушать музыку, а поработали с ней. Чтобы эмоции, вызванные этой музыкой, были направлены в творческое русло, и возникло что-то новое. В 2017 году в рамках фестиваля прошёл I молодёжный интернет-конкурс «Чайковский. Графика». Были представлены 60 работ, за которые проголосовали более 3000 неравнодушных зрителей. По итогам нашего конкурса мы организовали выставку, в которой приняли участие работы из России, Украины, Эстонии, Индонезии, Эквадора. Интересно, но за пределами России нет священного трепета перед фамилией Чайковского, свойственного нам. В 2018 году совместно с Русским музеем мы придумали детский музыкально-художественный проект. Юные художники создавали свои картины под впечатлением музыки циклов «Детский альбом» и «Времена года», которую только для них исполнили лауреаты международных конкурсов, пианисты Наталия Учитель и Олег Вайнштейн. Работы маленьких мастеров были выставлены в залах Русского музея. Творчество Чайковского продолжает жить и вдохновлять нас.

Дети со своими рисунками, написанными под музыку Чайковского

– У вас как у директора фестиваля есть своя личная цель?

– Я приложу все усилия, чтобы имя Чайковского было возведено в ранг национальной идеи.

– Светлана, какой проект, на ваш взгляд, оценил бы сам композитор?

– Известно, что Пётр Ильич был денди и изысканный гурман. Он любил выпить рюмочку коньяка, тщательно следил за своим гардеробом и давал у себя в доме званые обеды. В музее «Чайковский и Москва» сохранились будничные меню и меню таких вечеров. Я хочу сделать совместный проект с нашими рестораторами, чтобы на время проведения фестиваля в петербургских ресторанах подавались праздничные и повседневные блюда из меню дома Чайковского.

– А любимое блюдо композитора известно?

– Пётр Ильич любил грибы. И не только в готовом виде. Он был отличным грибником.

– Если бы удалось встретиться с Чайковским, какой вопрос ему задали?

– О чём бы он поговорил с Надеждой фон Мекк, если бы встретился с ней лично? Я изучала письма композитора, и, мне кажется, что он, как музыкант и как человек, питал к ней очень глубокие чувства. И что-то осталось недосказанным…

Фото: из архива Светланы Клевцовой