Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Войны молодые песни

Войны молодые песни

Победители конкурса «Песни Победы». Фото: Фёдор Рожнин

120 тысяч зрителей посмотрели на онлайн-площадке новый конкурс НФПП «Песни Победы»

80 лет назад началась, 76 лет как закончилась, а мы не можем забыть нашу самую страшную войну – Великую Отечественную. Столько бед и разрух принесла, что и поныне её эхо разносится уже в стенах высоток-муравейников XXI века, где в семейных историях всё так же живут боль, горечь утрат и радость великих побед 1941–1945-го. Но уходят последние свидетели эпохи, а вместе с ними в вечности растворяются голоса воспоминаний. Нам остаётся только запоминать. И хотя время всё более удаляет нас от тех событий, оно совсем не умаляет их значения. Писатели, сценаристы, режиссёры, художники, композиторы, как прежде, черпают в них сюжеты собственных произведений. Вот и новый онлайн-конкурс «Песни Победы» Национального фонда поддержки правообладателей вернул участников и зрителей в грозные 40-е, когда перед Отечеством стоял вопрос жизни и смерти. И неожиданно выяснилось – военная песня жива. Она не покрылась пылью, не затерялась в шкафах и не исчезла вместе с пластинками, патефонами, радиоприёмниками. Она так же бережно хранится в памяти, фотографиях, записях и с ней никто не хочет расставаться. Вот только поют её несколько иначе – по-новому.


Сопрано Галина Войниченко в сценическом антураже, воссоздающем 40-е годы, исполняет песню «Стихи входили в города» Фото: Михаил Соколов

Интерес оказался настолько велик, что даже на отборочном этапе за право участия в онлайн-трансляции боролись более 500 кандидатов из России, Белоруссии, Киргизии. Почти 9 месяцев продолжался конкурс, который вылился в пронзительный смотр буквально со слезами на глазах. За это время были прослушаны и услышаны сотни песен – как давно любимых, так и малоизвестных и вовсе не известных, написанных современными авторами уже в наши дни. В сентябре, в 82-ю годовщину начала Второй мировой войны, прошёл финал конкурса, в котором определились победители и призёры. В темноте сцены подсвеченная полуторка – как та, что вывозила детей из блокадного Ленинграда или стояла на прифронтовой опушке леса. На неё, как на сцену, поднимались артисты, чтобы исполнить свою песню. А рядом артиллерийская пушка – грозный страж мирной жизни: попробуй нарушить покой – зальётся залпами! И среди этого антуража, воссоздающего боевую обстановку 40-х, сегодняшние артисты – в лёгких платьицах и вечерних костюмах. Нынешние дети, внуки и правнуки ничем не отличаются от тех, кто тогда уходил на фронт, – так же поют, плачут и смеются, учатся, растят детей, работают… Почти у каждого кто-то воевал.


Оксана Кривова из Калуги исполняет песню из фронтового репертуара Лидии Руслановой «По диким степям Забайкалья». Фото: Михаил Соколов


Саксофон Алексея Круглова – верный спутник исполнителей на протяжении всего финала. Фото: Фёдор Рожнин

Исполнение финалистов сопровождает группа известного саксофониста Алексея Круглова «Круглый Бенд». Под саксофон, ударные, гитару старые песни получают свежее звучание. Ведущие вечера, как и предшествующих конкурсных этапов, – журналист, обозреватель джаза Михаил Митропольский и артист театра и кино Максим Линников – рассказывают историю песни, вспоминают и представляют артистов, её исполнявших. По сути, проводят увлекательный экскурс в историю. В жюри – звезда оперы и оперетты, народный артист России Юрий Веденеев, поэт, чьи песни давно уже звучат в каждом доме, Александр Шаганов, известная телеведущая Елена Ищеева. На судейской скамье от наплыва эмоций становится жарко. Хочется, как в «Землянке», где «бьётся в тесной печурке огонь», подхватить «давай, закурим, товарищ, по одной». Здесь, как в фильме «В бой идут одни «старики»: «Кто сказал, что надо бросить / Песни на войне? / После боя сердце просит / Музыки вдвойне!».


В финале в жюри (слева направо) Александр Шаганов, Елена Ищеева, Юрий Веденеев

Награды разыгрывались в четырёх номинациях – «Профессионалы», «Любители», «Хоры и ансамбли», «Авторская песня». В каждой из них – острая борьба.

– Я всегда голосую сердцем, – говорит ведущая программы «Сделаны в России» Елена Ищеева. – Песня должна обязательно затронуть мою душу. Сегодня такие песни были, за что я благодарна прежде всего авторам – как современным, так и тем, кого уже нет с нами…

Съёмки с раннего утра заняли весь день. Поздним вечером жюри озвучило решение. В номинации «Профессионалы» победили Николай Ерохин (I место, песня «Материнская верность»), Дмитрий Скориков (II место, «Я убит в 41-м») и Эльмира Караханова (III-е место). Награждая Эльмиру, народный артист России Юрий Веденеев признался, что впервые за много лет услышал такое необычное «прочтение» известного русского романса «Гори, гори, моя звезда».


Народный артист России Юрий Веденеев награждает победителя в номинации «Профессионалы» Николая Ерохина. Фото: Фёдор Рожнин


Виктория Лазарева исполняет знаменитые «Валенки». Фото: Фёдор Рожнин

Среди «Любителей» лучшими признали вокальную группу «БЭЙС» за песню «Нет, не забудет солдат». II и III места завоевали Алексей Тихонов («Есть такая война») и Виктория Лазарева («Валенки») соответственно. За свою версию знаменитой песни «Тёмная ночь» вокально-инструментальная группа «Александров-Парк» стала лучшей в номинации «Хоры и ансамбли», а лучшим исполнителем авторской песни жюри признало Софью Онопченко с песней Сергея Марасанова «Ветераны войны». «Приз зрительских симпатий» достался также участнику номинации «Авторская песня» Николаю Романову за песню «Флаг Победы», написанную в соавторстве с Игорем Черницким. «Прямая речь» прошла за кулисы, где победители и участники поделились своими впечатлениями о конкурсе, который на онлайн-платформах просмотрели 120 тысяч зрителей.

Татьяна Иващенко, солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, хормейстер и солистка Академического мужского хора Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.


Татьяна Иващенко исполняет песню «Гляжу в озёра синие». Фото: Михаил Соколов

О конкурсе узнала в интернете, в соцсетях, в ленте новостей. Мне показался он интересным. Военная песня – это целый пласт нашей культуры, и, конечно, артист, по-моему, обязан в репертуаре иметь и исполнять эти песни. В моей семье оба дедушки воевали – и по папиной линии, и по маминой. Один, выполняя боевое задание, погиб. Другой рядовым шофёром прошёл всю войну, дошёл до Праги. Для участия в отборочном туре выбрала песню Леонида Афанасьева на стихи Игоря Шаферана «Гляжу в озёра синие». Это одна из любимых моих песен. Существуют разные версии её происхождения. По официальной – автор сочинил её к кинофильму «Тени исчезают в полдень». По другой – музыка к этой песне родилась ещё в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что композитор Леонид Афанасьев был военным лётчиком, командовал эскадрильей. За годы войны совершил свыше 100 боевых вылетов. Однажды, возвращаясь с очередного задания, почувствовал сильнейшую усталость и понял: если не приземлится, до аэродрома не долетит. Тогда стал искать место для посадки. И когда осматривал пригодную местность, увидел безбрежную гладь воды, синее небо и облака, которые в ней отражались. И в этот самый момент к нему пришла музыка. Она придала ему силы долететь до аэродрома назначения. И как только долетел, тут же записал эту музыку на бумагу… А в полуфинале я исполнила старинный романс Николая Зубова «Не уходи, побудь со мной». Интересно, что это не военная песня, а романс, но он часто исполнялся на фронтах, потому что все воевавшие переживали разлуку с любимыми. Лирика присутствует в жизни во все времена. Не всегда песни должны были быть бравыми. Я была счастлива здесь находиться и исполнять такие прекрасные песни.

– Вы открывали конкурсную программу и в полуфинале, и в финале. Волновались?

– Не могу сказать, что было особое волнение. Обстановка располагала. Но утро для певца – не такое простое испытание. Для того чтобы в 10 часов голос проснулся, надо встать за пять часов до выступления – в 5 утра. Дома стены тонкие – не распеться. На площадке в гримёрке, когда идут съёмки, тоже. Но, мне кажется, я справилась: артист должен быть ко всему готов.


Татьяна в сопровождении группы «Круглый Бенд» в финале исполняет романс «Не уходи, побудь со мной». Фото: Фёдор Рожнин

Эльмира Караханова, студентка Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, солистка молодёжной оперной программы Государственного академического Большого театра России. III место в номинации «Профессионалы»


Юрий Веденеев награждает Эльмиру Караханову. Фото: Фёдор Рожнин

С детства люблю День Победы, когда выпадает возможность через песню выразить благодарность всем тем, кто боролся за мирное небо над головой. Среди моих родственников были, конечно, те, кто воевал. Прадедушка 1920 года рождения. Он был стрелком 69-го погранотряда Первого Дальневосточного фронта. Он вернулся с войны, женился, родил шестерых детей, мою бабушку назвали Катей в честь «Катюши» – любимой песни в семье. Также у моего прадедушки сражались двое братьев. Один погиб, другой вернулся со множеством медалей: тоже женился, вырастил шестерых детей. У меня большая семья. Как бы пафосно ни звучали мои слова, мероприятия, посвящённые Дню Победы, нужны, чтобы люди не забывали, отдавали дань памяти тем, кто сражался за мир. И, возможно, у того, кому песня западёт в сердце, не возникнет мыслей сделать что-то плохое.


Эльмира исполняет польскую «Балладу о танкистах» из кинофильма «Четыре танкиста и собака». Фото: Михаил Соколов

О конкурсе я узнала в соцсетях. В полуфинале пела польскую песню Ballada o Pancernych («Баллада о танкистах») из кинофильма «Четыре танкиста и собака». Мне очень нравятся песни на польском языке. Мои любимые исполнительницы Эва Демарчик и Анна Герман. И когда в предоставленном нам списке произведений увидела песню на польском языке, именно её выбрала, хотя до этого ни песни не слышала, ни фильм не смотрела. Но как только её включила, меня сразу зацепили и музыка, и слова, и фильм. Во время исполнения было важно, чтобы волнение не помешало вложить душу в песню. Мне было необходимо спеть искренне. Но особого волнения на сцене не испытывала, потому что думала о чём-то более глобальном, и уж точно не о том, как я оцениваю своё выступление.

С детства очень люблю романс «Гори, гори, моя звезда». Сохранилась детская непрофессиональная запись, сделанная в Доме творческих союзов в Новокузнецке, где я жила и росла. Наш звукорежиссёр Андрей Остапов на мне всегда проверял микрофоны: мол, иди-ка мне напой. И записывал песенки, среди которых сохранился и этот романс. Мне тогда было 11 лет. Поэтому, когда в финале мне досталось именно это произведение, я очень обрадовалась.

– Вы из музыкальной семьи?

– Папа у меня очень хороший физик. Мама – геолог. Родители не пели, но папа очень хорошо подбирает мелодии на слух на фортепиано и гитаре, не имея вообще никакого музыкального образования. Он очень красиво свистит – как птичка. Рассказывают, что моя прабабушка Оля пела в сельском клубе, и в украинской деревне, в Житомирской области, была одной из первых певиц. А я с детства больше пела, чем разговаривала, и очень легко запоминала все песни, звучавшие по радио. Когда мама заметила, что при этом я попадаю в ноты, решила отдать меня в муниципальный детский хор «Надежда», в который я пришла в 6 лет. И пела в нём, пока не уехала в Москву поступать. Меня привлёк телевизионный формат конкурса. Возможно, меня заметят не только как оперную певицу, но и как исполнительницу советского песенного репертуара, потому что я его очень люблю.


Эльмира Караханова в финале исполняет романс «Гори, гори, моя звезда». Фото: Фёдор Рожнин

Виктория Кубикина, самая юная участница конкурса (14 лет), обладательница специального приза «Гордость».


Виктория Кубикина. Фото: Фёдор Рожнин

Я с 3 лет начала заниматься сольным творчеством. Мне в садике сказали, что нужно обязательно идти в музыкальную школу, и до 8 лет я ходила к разным педагогам, в том числе в общеобразовательной школе, где преподавали уроки вокала. В 8 лет я поступила в музыкальную школу и стала совершенствовать свои способности. Отучилась 7 лет и в прошлом году её окончила. Сейчас учусь в 9-м классе общеобразовательной школы и планирую поступать в музыкальный колледж, для того чтобы развивать свои музыкальные навыки и далее идти в высшее учебное заведение. Я ежегодно участвовала в различных конкурсах – от городских до международных. В «Песнях Победы» решила принять участие из интереса к военной тематике и для того, чтобы обрести в профессии друзей, набраться опыта, увидеть что-то новое и услышать новые голоса. Не скажу, что интуитивно знала о том, что всё будет хорошо. Скорее всего наоборот, побаивалась, что что-то пойдёт не так – не так прозвучит, не так скажу или спою. Но всё прошло замечательно. Я услышала, как поют другие и меня это сильно порадовало, потому что редко на подобных конкурсах увидишь такой профессионализм. Поэтому очень благодарна организаторам.

– В финале вы исполнили популярную раньше песню «Старые пилоты». Неужели вашему поколению это интересно? Песня-то давняя…

– Не согласна. Ведь песня звучит. Я показывала видео и большинство моих знакомых воспринимали её с неимоверным восторгом. У всех была невообразимая эйфория от услышанного и увиденного. Очень хочется воскрешать в нашем веке что-то забытое – то, что было написано до того, как я, например, родилась. Это можно петь, подать и показать в новом виде молодёжи, чтобы она поняла. Ещё не всё потеряно. Нужно вспоминать прошлое. Конкурс помог мне осознать, кто я есть, во что вкладываюсь и кем я буду в будущем. Это познание себя. Музыка – моё призвание. Это волшебный мир, в который очень тяжело попасть и который трудно понять. Мне он очень нравится, и я вижу себя в нём.

Нина Ярнова, пенсионерка, участница городской программы «Московское долголетие» ЦСО «Тёплый стан», ведёт в муниципальном клубе ветеранов клуб «Творческие встречи», член Союза писателей России, обладательница специального приза «Гордость»


На сцене Нина Ярнова. Фото: Михаил Соколов

Для меня это первый серьёзный конкурс, на который я решила подать заявку. Для меня он очень значимый, потому что именно песня выигрывает. Я глубокая пенсионерка. Сейчас пишу стихи, сказки, которые вместе с внучкой выкладываю и читаю на YouTube. Начала всё поздно. Но музыканты однажды сказали: у тебя хорошие романсы. Я стала писать песни. Без ложной скромности скажу, что каждый человек как-то должен себя оценивать – что он пишет? Правильно ли? Постепенно я превратилась в человека, который может себя оценить самостоятельно. У меня семь военных песен. Мечта каждого пишущего человека в том, чтобы хоть кто-то его услышал. У каждого автора-исполнителя есть своя песня о войне. Я не исключение. К 70-летию Победы я написала песню «Ты прошёл всю войну до Берлина». Мой дед прошёл две войны. На Великую Отечественную он ушёл, когда ему было уже за 40. Дошёл до Берлина. Он не любил об этом рассказывать. А когда спрашивали – молчал. Сейчас очень жалею, что мы не сильно интересовались. Свёкор тоже воевал. Он по профессии строитель. После войны ещё остался в Польше, где построил памятник. Недавно внуки нашли фото прадеда с этим памятником, а приехав в Польшу, узнали, что памятник снесли. Вот такие исторические процессы мы переживаем. Поэтому на конкурс решила отправить именно эту песню. Вообще чувство благодарности к организаторам я испытала даже больше, чем радость от того, что песня выиграла. Ведь сначала было важно достучаться до тех, кому отправляешь работу. Было видно, что люди слышали, слушали. В них чувствовалась теплота, заинтересованность. Когда вышла на сцену в военном антураже, возникло ощущение, будто выступаю перед бойцами. Я очень сильно волновалась. Наверное, как никогда. Всё, что было вокруг – полумрак, темнота, боевая техника, – создавало внутри состояние, которое выстреливало из души. После конкурса во мне появилась уверенность. Я поняла: всё, что делаю – не так плохо, даже хорошо. Не знаю, как судьба дальше сложится, но всё, что могу, буду делать. В этом я утвердилась. Всё не зря. Сейчас всё только начинается.

Дмитрий Скориков, солист театра «Геликон-опера», II место в номинации «Профессионалы»


Дмитрий Скориков исполняет песню «Тёмная ночь». Фото: Михаил Соколов

Мне близки романсы, песни советской и зарубежной эстрады, и жанр военной песни мне особенно близок, потому что с ним иду по жизни с самого детства – с тех пор как стал октябрёнком, поскольку родился в Советском Союзе. 9 Мая для меня – святой праздник. В детстве в Рузе, где я вырос, мы очень много помогали ветеранам, изучали историю войны не только в глобальном плане, но и в моём районе, где я жил. Недавно записывал видеоряд к современной песне на тему Великой Отечественной войны. Честно говоря, когда стал перебирать кадры из фильмов, даже не предполагал, как много у нас фильмов о войне. Почему говорю о фильмах? Да потому что в первом туре представил на суд песню из известнейшей советской кинокартины «Два бойца» «Тёмная ночь», которую в фильме исполнил Марк Бернес. А почему именно эта песня? Она мне особенно дорога. В ней вместе со мной партию за роялем исполняет потрясающий музыкант Александр Сариев. Это пианист-легенда, который аккомпанировал многим известным певцам – и Изабелле Юрьевой, и Нани Брегвадзе, с которой Александр Петрович сотрудничает сейчас. Он сделал композиции совершенно чỳдную аранжировку. И мы с ним выступили во втором туре, к которому попросил его сделать аранжировку к песне «Давай закурим».

– После исполнения Клавдией Шульженко не испытывали сомнений в выборе песни? Не боялись?

– Я старался абстрагироваться от этого, прекрасно понимая, что перепевать идеал –неблагодарное занятие. Господь мне подарил эту песню, и мы с Александром её исполнили.

– Сами курите?

– Нет. Курить я бросил довольно давно, когда встал вопрос перехода на профессиональную сцену. Но что такое закурить – знаю не понаслышке, когда, закуривая с кем-то из друзей, заводится любимая тема для разговора и образуется аура вокруг беседы.

– В финале вы представили песню наших дней – «Я убит в 41-м»...


Дмитрий Скориков в финале. Фото: Фёдор Рожнин

– Около года назад в совместном проекте я познакомился с Сергеем Мазаевым. Разговорились о жанрах, предпочтениях, вкусах… Вдруг он мне показывает эту песню в своей записи. Меня как током ударило, потому что таких песен уже давно не пишут, тем более в наши дни, песен с таким хорошим, проникновенным, понятным текстом и музыкой. И она звучала в сопровождении созданного Сергеем небольшого оркестра, аранжировщик которого сделал прекрасную оркестровку, в том числе для хора, звучащего в третьем куплете. Я был сражён. И Сергей предложил её записать, сказав, что эта песня идеально ляжет на мой голос. Я записал, и она мне очень понравилась: схватился за неё обеими руками. А на конкурсе узнал, что в финале от меня требуется современная песня. Мне даже выбирать не пришлось, потому что она была передо мной. Я мечтаю записать диск военных песен. Дух того времени уходит. Молодёжь не всегда понимает, за что берётся. Конкурс в какой-то мере помог мне воплотить свою мечту – я побывал в атмосфере военной песни. Рад, что мой труд оценили. Это всё не прошло даром.

Софья Онопченко, солистка театра «Градский Холл», участница 6-го сезона шоу «Голос», I место в номинации «Авторская песня»


Елена Ищеева награждает победительницу в номинации «Авторская песня» Софью Онопченко. Фото: Фёдор Рожнин

Песня «Ветераны войны» была написана к 70-летию Победы, но все планы, которые должны были осуществиться в 2020 году, в связи с пандемией рухнули. В эту песню были вложены душа автора, аранжировщика и моя. Я очень хотела затронуть военную тему. Мой дедушка – ребёнок войны. Его мама, моя прабабушка, воспитывала его одна, потому что её муж, мой прадедушка, ушёл на войну. Он для нас всех – легенда. В раннем детстве я его успела застать и не могу вспоминать без слёз. Николай Егорович Зубарев, уроженец Воронежской области, был водителем на Дороге жизни – возил солярку для военных в блокадный Ленинград. Каждый раз колонну, в которой он ехал, обстреливали фашисты, и каждый раз ему везло. Но однажды, после очередного обстрела он, раненый, попал в плен. Его отправили в Австрию, в концлагерь, из которого он смог вернуться только после того, как лагерь освободили. Возвращение было непростым. Домой он пришёл только в 1946-м. И всё это время никто не знал – жив он или нет. Прабабушке приходили похоронки, но она им не верила и до последнего ждала. И дождалась! Они вырастили девять детей. Поэтому, когда автор песни Сергей Марасанов узнал и сообщил мне о конкурсе «Песни Победы», я ответила, конечно же, согласием и подала заявку. Ведь конкурсов военной песни подобного масштаба больше у нас нет. Огромное счастье для нас всех, что жюри отобрало эту песню. Я с большим восхищением смотрела на других участников. Особенно эффектно выглядели группы и мужчины, исполняющие авторские песни. Их выступление впечатляло.


Софья исполняет песню «Ветераны войны». Фото: Фёдор Рожнин

Я до последнего сомневалась в своём успехе, потому что моё исполнение казалось мне не таким зрелищным. Предчувствия собственной победы на конкурсе не испытывала. Мне казалось, что другие лучше. Но моя песня не самая лёгкая с точки зрения вокала, и я максимально использовала своё музыкальное и актёрское образование. В глубине души я чувствовала, что песня стоящая, достойная и невероятно важная. Ведь мы – последнее поколение, которое видит последних ветеранов (тяжело вздыхает. – Прим. авт.). Но утверждать, что песня победит, наглости не хватало. Огромное спасибо организаторам конкурса за обдуманное и от души представленное оформление сцены и воссоздание атмосферы, которые меня сильно впечатлили. Когда я стояла в темноте в кузове машины, поневоле вошла в особенное состояние и представила картины, о которых пою. Ведь наша песня вся построена на образах. «Разве может представить порой / Двадцать первого века мальчишка, / Как на танки с гранатой одной / Шёл из прошлого века парнишка…» Взахлёб этим хочется делиться, чтобы молодое поколение с бόльшим уважением относилось к эпохе, культуре, на которую тоже повлияла война. Для меня эта творческая миссия необходима. Мне очень важно, чтобы песня была услышана, и публика оценила, как я смогла её донести. Ведь вместо этой работы я могла бы заниматься чем-то другим, более продаваемым. Невероятно, что люди песню увидели, прочувствовали, оценили. Значит, я на верном пути и правильно расставляю свои творческие приоритеты. Для меня этот конкурс стал подтверждением того, что всё не зря.

Сергей Воробьёв, фронтмен группы «БЭЙС», I место в номинации «Любители»


Александр Шаганов награждает группу «БЭЙС». Сергей Воробьёв с дипломом в руках. Фото: Фёдор Рожнин

В нашем коллективе два баритона и один тенор. Родом мы из замечательных городов Саранск, Ржев и Пестово. И как это часто бывает, объединила нас Москва и, конечно же, любовь к вокалу. Участники группы имеют классическое образование, но у каждого есть свои музыкальные предпочтения – рок, эстрада, a cappella. За два с половиной года существования коллектива в нашем репертуаре набралось достаточное количество произведений, в том числе патриотической направленности, которые мы с удовольствием хотели показать на этом конкурсе. У каждого из участников коллектива есть своя военная история. Мой дед прошёл всю войну, на которой потерял ногу. Во времена современных танцевальных аранжировок для нас важно донести и сохранить традиции классиков патриотических песен, многоголосия, сделав их актуальными и сегодня.

Мы считали свои шансы на победу достаточно высоким. Но как только увидели состав участников, поняли, что нас ждёт непростая борьба. Это был очень достойный конкурс, в котором выступало большое число талантливых исполнителей. Когда вышли в полуфинал, решили исполнить песню из репертуара Тамары Гвердцители «Дети войны».


Группа «БЭЙС» исполняет песню «Дети войны». Фото: Михаил Соколов

Тема, представленная в этой песне, не так часто встречается. Кроме того, она, как нам показалось, могла раскрыть сильные стороны каждого участника трио. Но для её исполнения нам понадобилось разрешение авторов на право использования. Чтобы его получить, мы искали через знакомых номера телефонов, звонили, уговаривали… В какой-то момент перед нами возникла стена. И когда из-за трудностей мы готовы были уже отказаться от дальнейшего участия в конкурсе, очень здорово помогли организаторы, за что им большое спасибо. Авторы нам разрешили нам её исполнить. В полуфинал мы попали, пройдя все муки ада. Никто не догадывался, чего нам это стоило. После пройденных трудностей в финале решили заняться тем, что нам дадут по условиям конкурса. Нам выпала песня «Нет, не забудет солдат». Мы решили сделать сильную песню максимально красиво. На сцене благодаря антуражу почувствовали холод военных обстоятельств. Для меня это было неожиданно. Думаю, обстановка способствовала погружению в эпоху и её образы. В финале мы познакомились с замечательными музыкантами – Алексеем Кругловым и его командой. Конечно, получили потрясающий опыт от взаимодействия с профессионалами. Это было замечательное соприкосновение. Может быть, когда-то мы ещё сыграем вместе. Если говорить об участии или осознании военной тематики, то, безусловно, об этом нужно петь, это важно помнить.


За свою версию песни «Тёмная ночь» вокально-инструментальная группа «Александров-Парк» стала лучшей в номинации «Хоры и ансамбли». Фото: Фёдор Рожнин