Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Чудо перед глазами

Чудо перед глазами

Чтобы его разглядеть, архитектор и художник взяла в руки фотоаппарат

Фотографии Елены Шумиловой буквально «взорвали» интернет: пользователи самых разных сайтов – от развлекательных до политических – оказались единодушны во мнении, увидев двух маленьких мальчиков с кроликами и собакой на фоне пейзажей среднерусской полосы. Удивительная искренность, человечность и доброта снимков покорили сердца прожжённых в дискуссиях юзеров рунета. А мы тем временем поспешили поговорить с автором снимков.

Открытки пролетевшего лета

- Елена, мальчики в кадре - ваши дети?

- Да. Снимаю то, что у меня перед глазами - своих сыновей Ивана и Ярослава с нашими домашними животными. Это не потому, что я фанатичная мама-фотограф, желающая запечатлеть своих детей. Мне хотелось бы снять город, его жителей, а заодно высказаться на социальные темы. Но такой возможности у меня сейчас пока нет. Поэтому фотографировала сыновей в местах, куда могла дойти с коляской. Конечно, мне повезло: кругом потрясающий пейзаж. Но пространство всё равно остаётся очень ограниченным. С другой стороны, благодарна сложившейся ситуации: в своей повседневности - семье, доме, дворе - смогла увидеть что-то интересное. Ведь для того, чтобы стать хорошим наблюдателем, нужно уметь видеть. Будь у меня возможность, я бы, как многие, путешествовала, но тогда бы упустила суть. А ограниченность возможностей дала мне возможность сконцентрироваться.

- Дети съёмки воспринимали как игру? Как удалось их сфотографировать?

24_%d0%92%d0%b0%d0%bd%d1%8f.jpg- Нет. Дети не воспринимают это как игру, да и настроение моих фотографий не такое. Это тонкости профессиональной работы: вначале все зажаты, а в конце расслабляются и забывают о камере. Так и у меня - в конце удаётся поймать один-два кадра. Во время работы нужно быть предельно сосредоточенным. Надо мной даже смеются: мол, мне можно кричать, а я не слышу. Единственное, что важно для меня в творческом процессе, - безопасность детей.

- А как рождаются сами идеи сюжетов?

- Кому-то это может показаться очень странным: в сознании появляются картинки, по которым делаю эскизы. Рисунок заставляет думать. Когда руками передаёшь позу, движение, то начинаешь понимать значение. Ведь за малейшим изменением мимики лица, жестов, положения тела скрыт огромный посыл эмоций моих героев. Но самое главное - обнаружить точку, на которую падает в нужном направлении свет. Эту точку называю правильным местом. Когда его нахожу, стараюсь работать быстро: дети и животные - не те герои, которых можно заставить позировать.

Родом из детства

- На ваших фотографиях русская деревня как картинка из детства, в котором живёт очень много сказок... Что вы этим хотели сказать?

- Моя задача совершенно эгоистична, потому что я передаю любовь и ностальгию по своему детству. Всё переплетается. Это не только и не столько детство моих детей - в кадре и моё прошлое... Может, поэтому на снимке чувствуется и другое детство... Между собой фотографии связаны накопленными чувствами, которые пытаюсь передать.

- Как вы успеваете находить время для детей, творчества, дома, хозяйства, себя? Приходится разрываться?

%d1%88%d1%83%d0%bc%d0%b8%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0_%d1%81%d0%be%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b6%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5.jpg- Не нужно делать из меня героя. Я занимаюсь домом и детьми, а фермерским хозяйством и всеми его проблемами занимается муж. Причём мы ничего не производим на продажу, а работаем, как говорится, для себя - своей семьи и близких. Мы погрузились в деревенский быт, чтобы обеспечить наших детей здоровой едой, и потому вот уже б лет как обосновались в Тверской области. Я очень люблю природу, чистый воздух, вид из окна, отсутствие суеты. Самое сложное здесь - организовать детям образование.

- Наверное, в этой идиллии и появилось желание стать фотографом?

- Сложно сказать. Как творческий человек, я живу интуицией и эмоциями. Желание снимать пришло само собой - вместе с уверенностью в том, что смогу фотографировать, если приложу много сил. Поскольку у меня на руках был двухмесячный ребенок, позволить себе учиться на курсах не могла. Поэтому училась сама с помощью книг, сайтов. Как говорится, было бы желание. Именно оно помогло преодолеть себя и заставить освоить техническую часть, экспозицию.

- Но вы закончили Московский архитектурный институт, учились в Академии художеств имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге. Кем же себя ощущаете больше - художником, фотографом или фотохудожником?

shumilina-3.tif- Скорее художником, хотя много лет посвятила не только живописи, но и графике, архитектуре. Мне неинтересно творить в каких-то канонах и выполнять шаблонные действия, чтобы уложиться в рамки определённого стиля: я хочу действовать максимально свободно. Мне мешают навязанные извне требования, с чем я сталкивалась, работая в сфере архитектуры.

- Кто из фотографов вам интересен?

- Ник Брандт с его потрясающими снимками дикой природы и Грегори Кольбер, который делает уникальные фотографии, на которых вместе запечатлены люди и дикие животные. Очень сильные работы у знаменитого фотографа из Литвы Ромуальдаса Пожерскиса. Меня вдохновляют работы признанных мастеров.