Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Для кого Асисяй, а кому Низзя

Для кого Асисяй, а кому Низзя

Фото: Анна Богодист

Вячеслав Полунин, совершив ход под дурака, обрёл нешуточную славу

«Я что, дурак...» – усердствуем порой в проявлении своего ума. А так ли страшно прослыть глупцом? Признанный и любимый во всём мире образ Вячеслава Полунина Асисяй обыгрывает сложившееся представление: став дураком, не столько потеряешь, сколько обретёшь. Об этом он в весёлой и непринуждённой форме размышляет в своём уникальном пособии «187 книг, которые должен прочесть каждый дурак», написанном в соавторстве с театроведом и театральным критиком Наташей Табачниковой. «Прямая речь» перелистала пока ещё свежие страницы вместе с мимом, актёром, режиссёром на открытии выставки мастера «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина (полное собрание приключений)», которая прошла в Манеже.

Фото: Юрий Феклистов

И кто дурак?

Это человек, который постоянно что-то делает не так. Он определённо выбивается из людского потока и неожиданным образом смотрит на общепринятые вещи. При этом он всегда находится в светлом, радостном и приподнятом настроении: песни поёт, на звёзды смотрит. И почему-то в этом порыве его особенно хочется поддержать. Заражать своим оптимизмом, делать из будней праздник – это также свойство дурака. Для него ощущение праздника – постоянное внутреннее состояние настроения. Это такой характер, жизненная установка, практически не зависящая от внешних обстоятельств, которую мало что может испортить.


Фото: Vincent Gailhac

Быть дураком – это умение быть счастливым! Вопреки всему дураки идут к своему счастью. Бросают все ненужные дела и делают только то, что ведёт к радости. Когда мне впервые задали вопрос: «Счастлив ли ты?», я попытался разобраться. И вдруг понял, что всю жизнь был счастлив. Конечно, люди меня за это состояние постоянно упрекают: «Посмотри, какое время. Неужели не видишь трагедий? Чему постоянно радуешься?» Конечно, жизнь всегда трудная, но принимать эти трудности надо естественно. Ты должен помогать себе и другим быть счастливым. Когда начинал в профессии, пытался много думать... И быстро понял, что ключ к профессии – это информация: с тех пор у меня лучшая информационная база. Теперь я хочу поделиться тем, что во мне есть, с другими. Раз уж нашёл тайные ключи к счастью, то пытаюсь эти отмычки другим людям передать.

Среди сокровищ

Я же сказочник. Люблю сочинять фантастические миры, потому что фантазии всегда совершеннее реальности. Я изо всех сил стараюсь превратить эти фантазии в быль. И иногда мне это удаётся. Поверьте в одно: фантазия – это всего лишь предчувствие, а мечты существуют для того, чтобы сбываться! Иначе – какой в них прок? Но часто люди, взрослея, теряют эту путевую нить. Её можно вновь уловить в книгах. Когда после гастролей возвращаюсь домой, первым делом бегу в любимую библиотеку. А у меня не одна, а семь библиотек. Я обожаю книги. Я в детстве мечтал быть библиотекарем. И стал им. Первое место в любом городе мира, которое посещаю в первую же свободную минуту, – книжный или букинистический магазин. За книгами отправляюсь с двумя большими чемоданами на колесиках, которые, как правило, наполняю доверху... Помню времена, когда книги было трудно достать. Поэтому во всех библиотеках мира старался делать ксерокопии и затем отвозил их чемоданами домой. Отдавал переводить, переплетал, тщательно изучал и любовно водружал на полку эти сокровища. Сейчас, конечно, совсем другие времена: сел за компьютер и выбрал то, что интересно.

Полёт грустной канарейки

– Вячеслав Иванович, как появляется музыкальное сопровождение к вашим номерам?


Подпись: Anna Hannikainen

– Музыка меня сопровождает постоянно. Она звучит в моём доме, в машине, в саду... У меня очень большая коллекция музыки. Самые любимые мои мелодии собраны в огромную фонотеку, и, когда я начинаю работать над новым спектаклем, музыка будто сама всплывает в моей памяти, а иной раз наоборот – именно музыка провоцирует создание того или иного произведения. И, конечно, у меня есть помощники, которые хорошо знают меня, мои вкусы и прекрасно ориентируются в пространстве музыки и звуков. Я много лет работаю со звукорежиссёром Романом Дубинниковым. Мы настолько хорошо понимаем друг друга, что он сам предлагает мне музыкальные произведения, которые очень точно выражают ту или иную сцену. Кроме того, Роман – композитор, и, если мы не находим нужной мелодии, он пишет эту музыку для меня.

– «Грустная канарейка» («Блю канари») появилась из музыки?

– Да, это тот случай, когда номер родился из музыки. Ещё в театре «Лицедеи» наш замечательный артист Роберт Городецкий услышал эту мелодию и придумал на неё номер. Идея его очень долго преследовала, и однажды он мне о ней рассказал. В ответ я предложил попробовать. И с этого дня «Блю канари» стала визитной карточкой театра «Лицедеи».

Аттестат зрелости

Первые конгрессы дураков стал проводить ещё в 80-х годах теперь уже прошлого века. А затем встал вопрос об открытии Академии дураков. Но, знаете, у нас организация без организации и правил: делай всё, что хочешь, лишь бы было хорошо и тебе, и тем, кто рядом.


Фото: Олег Луговской

Но стать академиком непросто: необходимо сделать что-то такое, чтобы все сказали: «Ну и дура-а-ак!» За 30 лет звание заслужили максимум 62 человека. Как? Например, пишут диссертации. Пока что моя любимая – «Одиночество непарного носка в истории цивилизации». Среди наших почётных академиков есть знаменитые люди. К сожалению, кто-то из них нас уже покинул и отошёл в наш «райский филиал». Среди первых академиков – Ролан Быков, Михаил Жванецкий... Но академиком может стать и совершенно простой человек. Простой, но необычный! Например, среди наших слушателей числилась замечательная женщина – крановщица, чемпионка Петербурга по армреслингу. Она жила так радостно, что мы были просто дети малые рядом с ней. В прошлом году она, к сожалению, ушла от нас в лучший мир. А недавно звание академика получил человек без ног. Он создал велосипед, который приходит в движение и управляется только при помощи рук. На своём изобретении наш академик проехал из Белоруссии в Португалию. А ведь кто-то подумал: «Ну не дурак ли он?..»

Привет, дуралеи!

Мой учитель, кумир, наставник – Чарли Чаплин. Его фильмы – главный учебник комедийного искусства. Как истинный гений, он собрал в единое искусство всё, что было сделано до него в пантомиме, клоунаде, мюзик-холле, эксцентрике. Он стал первым в кино, кто перевёл смешное в разряд философии. В детстве меня потряс «Малыш» Чаплина. Вдохновлённый фильмом, на новогоднюю ёлку в следующем году я сделал такие же башмаки, тросточку и в образе чаплиновского «Бродяги» «вышел в народ». До сих пор у меня над столом висит фотография Чарли, где он смотрит на слепую цветочницу... Профессия у меня замечательная: прикидываешься клоуном, и тебя тут же приглашают на гастроли. Раз – и поехал. Знакомство с другими странами, городами, людьми – настоящее удовольствие. Так что клоунада, видимо, придумана для того, чтобы больше путешествовать!

Фото: Anna Hannikainen