Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Хозяйка кукол

Хозяйка кукол

Невероятные, не от мира сего, волшебные авторские куклы сегодня можно увидеть на выставках, в галереях и частных коллекциях, на страницах множества специализированных журналов и интернет- сайтов по всему миру. Но кто их придумывает? Что самое сложное в создании такой куклы? Секреты мастерства «ПР» раскрыла художник, автор, мастер Ольга Екупец, чьи работы можно увидеть в кукольной галерее «Вахтановъ».

– Ольга, как и почему вы увлеклись куклами?

– Это случилось в 2001 году. Будучи студенткой художественного училища, я забрела в небольшую галерею художественных кукол. То, что увидела, изменило всю мою жизнь. Передо мной были работы художников в необычном для меня представлении: и не скульптура, но и не кукла. В них была мысль. Передо мной возник тот необыкновенный жанр, в котором художник передаёт своё душевное настроение и эмоции. Мне сразу же захотелось попробовать себя в этом виде искусства. Сегодня даже не могу представить, как бы сложилась творческая жизнь, если бы тогда не попала в кукольную галерею «Вахтановъ».

– Что нужно уметь, работая кукольником?

kukla-2.tif– Авторская кукла как объект должна соответствовать художественным требованиям, где присутствуют законы композиции, цветоведения и скульптуры. Кукольный
мастер – это симбиоз разных профессий. Это скульптор и живописец, парикмахер, сапожник и портной. Но главное – это воображение и фантазия, умение с помощью куклы передать свои мысли и чувства.

– Чем вдохновляетесь при работе над новым творением?

– Это происходит спонтанно и потому необъяснимо. Идейным образом будущей работы может послужить мимолётное впечатление, событие из жизни, искра, способная стать темой для воплощения образа.

– Что самое трудное в процессе создания куклы?

kukla-4.tif– Самое трудное – это процесс создания нового образа. Он должен заставить зрителя сопереживать. Когда видишь красивую, но бессодержательную работу, которая не трогает душу, то у меня возникает вопрос: «А зачем это нужно?»

– Какая из работ ближе и дороже всего?

– Как ни странно, но такую работу я ещё не сделала. У меня есть ощущение, что самое важное впереди, и оглядываться назад я не хочу.

– С какими куклами лучше играть детям? Как вы относитесь к современным игрушкам из супермаркета – барби, монстрам и прочим?

– По моему личному убеждению, самые лучшие игрушки – те, которые могут отражать культуру народа, той страны, где ребёнок появился на свет. В моём случае это исконно русская культура.

Барби, монстры и им подобные игрушки искажают мировоззрение наших детей, подменяя понятия и разрушая восприятие культуры нашего народа. Более того, такие «экспонаты» убивают в ребёнке творческое мышление. Монстры, по сути своей, порождают ненависть и агрессию.

– А есть ли мода в мире кукол?

– Мода – явление мимолётное и изменчивое. То, что мы сегодня считаем модным, завтра может быть забыто навсегда. Остаётся лишь то, что не забывается. И тогда мода превращается в стиль. К авторской кукле это также применимо. Причём стиль – это почерк художника, его имя и работы.

– Кукольные традиции каких стран играют сегодня важную роль?

kukla-7.tif– Искусство авторской куклы интернационально. Но, поскольку я живу в России, для меня важно всё то, что происходит в культуре родной страны. Я училась на работах русских художников-кукольников.

Уверена, что в истории авторской куклы начала XXI века останутся такие имена, как Дима ПЖ, Наталья Победина, Татьяна Баева, Наташа Лопусова-Томская. Когда-то знакомство с творчеством Димы ПЖ стало для меня открытием: вдруг стало понятным то, насколько глубока может быть мысль художника, нашедшая своё воплощение уже не просто в кукле, а в арт-объекте. Это то, что называют «кукла без куклы», когда только одна деталь о многом говорит зрителю. Художнику важно уметь выражать эмоции и своё мировоззрение так, чтобы суметь дотронуться до души зрителя.

– Как стать кукольником в России? Куда пойти учиться?

kukla-3.tif– После окончания Абрамцевского художественно-
промышленного училища по специальности «художественная керамика», Московского государственного гуманитарного университета им. М. Шолохова я работала дома. Училась на своих ошибках: перепробовала массу техник и приёмов. Сегодня могу сказать, что самый лучший учитель – это собственный опыт. Очень важно посещать выставки, чтобы видеть работы других авторов. Например, на ежегодной международной выставке художественных кукол в московском ЦДХ можно встретить ведущих художников со всего мира. Выставку курирует руководитель галереи «Вахтановъ» Ирина Мызина.

– Планируется ли выпуск нового сезона программы «Авторская кукла»? Где можно посмотреть на ваши работы?

– Проект «Авторская кукла» на телеканале «Загородная жизнь» успешно завершён. Что будет дальше – покажет время.