Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

Танцующая кисть художника

Танцующая кисть художника

Картины болгарской художницы Игнаты Вассилевой украшают галереи коллекционеров США, Великобритании, Голландии, Швейцарии... В её работах удивительным образом сочетаются светские мотивы и традиции иконописи. Яркие краски и чудные птицы на полотнах словно приоткрывают окно в дивный сад...

– Игната, был момент, когда вы почувствовали в себе художника?

– Когда в 12 лет впервые оказалась в Эрмитаже, буквально пережила настоящий взрыв эмоций! Меня потрясли величие здания и сокровища экспозиции: в Болгарии подобных музеев нет – я словно попала в другой мир! Но мне всегда нравилось изображать цветы, птиц. Вначале училась в школе дизайнеров рисовать на тканях, потом поступила в частную академию. Мой преподаватель, профессор, был уверен, что из меня выйдет хороший портретист, а я долго искала своё направление – думала, сомневалась, хваталась то за один сюжет, то за другой, металась в поисках жанра… Так продолжалось, пока не оказалась в православном монастыре под Софией, который болгары называют «русским», потому что его основал русский владыка. Там повстречала монахиню. Она спросила, что мне интересно рисовать. И я призналась, что люблю цветы. На дворе стоял жаркий июнь, и она ответила: «Тогда иди в наш сад и рисуй!» В саду благоухали травы и распустились мои любимые розы. Тут я поняла, что хочу рисовать сад и его обитателей, и с тех пор очень много времени провожу в городских садах не только Болгарии, но и других стран, чтобы запечатлеть увиденное.

– Например?

– Недавно отправилась на греческий остров Корфу, где увидела необыкновенной красоты сады. Они меня настолько впечатлили, что уже полгода вдохновляют. Так случилось, что именно там неожиданно получила в подарок букет из бругмансий – нежно-оранжевых цветков с пьянящим ароматом. Букет поставила в вазу и зарисовала на фоне моря. В Греции, недалеко от болгарской границы, расположено очень красивое озеро Керкини. В зимние месяцы сюда прилетает множество птиц. Среди них встречается розовый фламинго. Мы часто выезжаем полюбоваться пейзажем, а я не упускаю возможность сделать наброски. Сейчас мечтаю посетить ботанический сад в Нью-Йорке.


– А какие места любите в родной Софии?

– Живу рядом с Национальным историческим музеем, где много деревьев и очень зелено, но любимый сад в моём городе – сад Софийского университета. Он находится в самом центре, но о нём мало кто знает. Поэтому там очень тихо, отчего красота воспринимается по-особому. Летом, когда многие из города уезжают, здесь очень спокойно. Неподалёку расположен маленький ресторанчик «Солнце и Луна», где подают очень вкусный чай и отменно приготовленное знаменитое национальное блюдо из томатов, баклажанов и красного перца – «лютеницу», лучшую в Болгарии. Но София расположена в окружении гор. Они видны отовсюду, а мне ближе открытые равнины, уходящие за горизонт. Я больше люблю русские просторы.

– Вас музыка вдохновляет?

– Мне очень нравятся произведения как эпохи барокко, так и средневековья. Люблю стилизованные под старину постановки нашего болгарского общества Modus Vivendi. Стараюсь посещать концерты классической музыки. А недавно обсуждали с друзьями творчество Петра Ильича Чайковского: с его балетами мало что может сравниться! Мой любимый с детства – «Щелкунчик». Когда была маленькой, мечтала стать балериной. Поэтому сейчас под музыку Чайковского «танцует» моя кисть.

– В ваших работах чувствуется влияние Византии…

– Это верно. Я люблю бывать в Центре славяно-византийских исследований имени профессора Ивана Дуйчева. Там прекрасная библиотека, в которой я часами перелистываю старинные средневековые книги, иллюстрации. Византийская живопись очень тесно связана с иконописью. Важно понимать, что золотые краски в моих работах передают духовное состояние: золото присутствует как символ остановившегося времени. В отличие, например, от Японии, где золотой цвет имеет декоративный характер.

– Картины будто иллюстрируют райский сад, но почему же в нём нет древа познания?

– В западноевропейской культуре райский сад имеет структуру, в центре которой древо познания – яблоня. В восточноевропейской византийской культуре такая структура отсутствует. В средневековых хрониках сотворение райского сада описано с такой нежностью и любовью, что даже чувствуешь и улавливаешь аромат растений. И самые почитаемые среди них – белые лилии. Они – символ чистоты, безгрешности, избранности.


– Что означают животные и птицы на ваших картинах?

– Они символизируют времена года. Например, если рисую лягушку – то на холсте лето. В своей новой работе изображаю синюю птицу – сизоворонку. Она прилетает в Болгарию только летом. Как видите, в моих картинах очень много лета. Они «собираются» как паззл: вначале растение, потом фрукт и добавляем птицу. В результате флора и фауна на картине пребывают в полной гармонии.

Редакция благодарит Анастасию Гусеву за помощь в организации интервью