Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Танцующая кисть художника

Танцующая кисть художника

Картины болгарской художницы Игнаты Вассилевой украшают галереи коллекционеров США, Великобритании, Голландии, Швейцарии... В её работах удивительным образом сочетаются светские мотивы и традиции иконописи. Яркие краски и чудные птицы на полотнах словно приоткрывают окно в дивный сад...

– Игната, был момент, когда вы почувствовали в себе художника?

– Когда в 12 лет впервые оказалась в Эрмитаже, буквально пережила настоящий взрыв эмоций! Меня потрясли величие здания и сокровища экспозиции: в Болгарии подобных музеев нет – я словно попала в другой мир! Но мне всегда нравилось изображать цветы, птиц. Вначале училась в школе дизайнеров рисовать на тканях, потом поступила в частную академию. Мой преподаватель, профессор, был уверен, что из меня выйдет хороший портретист, а я долго искала своё направление – думала, сомневалась, хваталась то за один сюжет, то за другой, металась в поисках жанра… Так продолжалось, пока не оказалась в православном монастыре под Софией, который болгары называют «русским», потому что его основал русский владыка. Там повстречала монахиню. Она спросила, что мне интересно рисовать. И я призналась, что люблю цветы. На дворе стоял жаркий июнь, и она ответила: «Тогда иди в наш сад и рисуй!» В саду благоухали травы и распустились мои любимые розы. Тут я поняла, что хочу рисовать сад и его обитателей, и с тех пор очень много времени провожу в городских садах не только Болгарии, но и других стран, чтобы запечатлеть увиденное.

– Например?

– Недавно отправилась на греческий остров Корфу, где увидела необыкновенной красоты сады. Они меня настолько впечатлили, что уже полгода вдохновляют. Так случилось, что именно там неожиданно получила в подарок букет из бругмансий – нежно-оранжевых цветков с пьянящим ароматом. Букет поставила в вазу и зарисовала на фоне моря. В Греции, недалеко от болгарской границы, расположено очень красивое озеро Керкини. В зимние месяцы сюда прилетает множество птиц. Среди них встречается розовый фламинго. Мы часто выезжаем полюбоваться пейзажем, а я не упускаю возможность сделать наброски. Сейчас мечтаю посетить ботанический сад в Нью-Йорке.


– А какие места любите в родной Софии?

– Живу рядом с Национальным историческим музеем, где много деревьев и очень зелено, но любимый сад в моём городе – сад Софийского университета. Он находится в самом центре, но о нём мало кто знает. Поэтому там очень тихо, отчего красота воспринимается по-особому. Летом, когда многие из города уезжают, здесь очень спокойно. Неподалёку расположен маленький ресторанчик «Солнце и Луна», где подают очень вкусный чай и отменно приготовленное знаменитое национальное блюдо из томатов, баклажанов и красного перца – «лютеницу», лучшую в Болгарии. Но София расположена в окружении гор. Они видны отовсюду, а мне ближе открытые равнины, уходящие за горизонт. Я больше люблю русские просторы.

– Вас музыка вдохновляет?

– Мне очень нравятся произведения как эпохи барокко, так и средневековья. Люблю стилизованные под старину постановки нашего болгарского общества Modus Vivendi. Стараюсь посещать концерты классической музыки. А недавно обсуждали с друзьями творчество Петра Ильича Чайковского: с его балетами мало что может сравниться! Мой любимый с детства – «Щелкунчик». Когда была маленькой, мечтала стать балериной. Поэтому сейчас под музыку Чайковского «танцует» моя кисть.

– В ваших работах чувствуется влияние Византии…

– Это верно. Я люблю бывать в Центре славяно-византийских исследований имени профессора Ивана Дуйчева. Там прекрасная библиотека, в которой я часами перелистываю старинные средневековые книги, иллюстрации. Византийская живопись очень тесно связана с иконописью. Важно понимать, что золотые краски в моих работах передают духовное состояние: золото присутствует как символ остановившегося времени. В отличие, например, от Японии, где золотой цвет имеет декоративный характер.

– Картины будто иллюстрируют райский сад, но почему же в нём нет древа познания?

– В западноевропейской культуре райский сад имеет структуру, в центре которой древо познания – яблоня. В восточноевропейской византийской культуре такая структура отсутствует. В средневековых хрониках сотворение райского сада описано с такой нежностью и любовью, что даже чувствуешь и улавливаешь аромат растений. И самые почитаемые среди них – белые лилии. Они – символ чистоты, безгрешности, избранности.


– Что означают животные и птицы на ваших картинах?

– Они символизируют времена года. Например, если рисую лягушку – то на холсте лето. В своей новой работе изображаю синюю птицу – сизоворонку. Она прилетает в Болгарию только летом. Как видите, в моих картинах очень много лета. Они «собираются» как паззл: вначале растение, потом фрукт и добавляем птицу. В результате флора и фауна на картине пребывают в полной гармонии.

Редакция благодарит Анастасию Гусеву за помощь в организации интервью