Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

Весь Стамбул на крыльях бабочки

Весь Стамбул на  крыльях бабочки Вид мечети Сулеймание на миндальном семечке, портреты султана на кофейном зёрнышке и прекрасной одалиски на пушинке, – эти и многие другие миниатюры знаменитого турецкого художника Хасана Кале невозможно представить на привычном холсте. Каждой новой работой мастер будто пытается превзойти своё собственное совершенство. «ПР» поинтересовалась, как рождаются идеи его миниатюр и чем художнику так дорог Стамбул.

Господин Кале, как вы начинали свой творческий путь?

– Я родился в старинном городе Бурса на северо-западе Анатолии и уже с пяти лет стал заниматься живописью. С тех пор не расстаюсь с красками, кистями и, самое главное, своими мечтами и фантазиями. Не могу сказать, что на меня сильно повлиял кто-то из современников, ведь мои учителя пришли из очень далёкого прошлого. Я долго изучал цвета и композицию у Османа (основатель Академии искусств в Стамбуле Осман Хамди – Ред.), а у Левни (придворный художник турецких султанов, запечатлевший «эпоху тюльпанов» Османской империи XVII века, Абдулджелил Челеби – Ред.) учился особенностям и тонкостям написания портретов султанов. Так, шаг за шагом, постепенно у меня сформировался собственный стиль.

Что вдохновило вас на создание живописных миниатюр?

– Около двадцати лет назад я работал над первой миниатюрой и вдруг подумал: насколько тонкими могут стать мои линии? В тот момент я ясно увидел перед собой лишь два пути: или всю жизнь мучиться над вопросом: «А если бы я испытал себя?», или же начать действовать, чтобы потом дать ответ и себе, и зрителям, и вам в этом интервью. Я выбрал трудный путь. Иногда мне даже кажется, что я сам слишком его усложнил.

Моё вдохновение всегда связано с уникальной историей Турции. На территории моей страны жили многочисленные народы, культуры которых расцветали и гасли, навсегда оставляя свой след в истории.

Ваши «холсты» очень необычны – это и кофейные зёрна, и спичечные головки, и абрикосовые косточки. Как вы выбираете объект, на котором рисуете картину?

– Для своих работ я неслучайно выбираю очень сложные объекты. Ведь если рассуждать философски, эти объекты ничего не значат для нас в повседневной жизни. Мы не видим их и проходим мимо. Поэтому мне очень нравится открывать их заново, дарить им новую жизнь, словно я открываю окно в загадочный мир или предлагаю миру оригинальный способ вести диалог. Этот вечный поиск и есть моё вдохновение. А ещё мне хочется показать то, насколько важны в нашей жизни маленькие неприметные объекты.

На ваших картинах мы часто видим Стамбул. Получается, этот город и есть ваша муза?

– Вы правы. Я люблю рисовать виды Стамбула. Это моя муза, моя столица, где на протяжении веков соприкасались культуры разных стран мира. В своем творчестве я пытаюсь рассказать о взаимопроникновении и отражении друг в друге различных культур, поэтому в моих картинах много и других мотивов. В этом городе скрыто великое множество тайн и секретов. О них я и пытаюсь рассказать в своих произведениях, передать настроение города, его мистику. Важно, чтобы каждая миниатюра производила большое впечатление на зрителя, оставаясь при этом необычной художественной работой.

Как вы создаете свои миниатюры?

– Все миниатюры разные, и все они – итог долгого и кропотливого труда. Мне важно, что скажут зрители будущих поколений о моём творчестве. Каждая миниатюра – ещё и результат огромного терпения. Знаете, если бы я мог, то попросил бы Всевышнего дать мне большое сердце, твёрдую руку и зоркий глаз, чтобы продолжать работать. Мои миниатюры уникальны: каждая со своей особой поверхностью, составом красок. Любая картина – новый вызов, трудность. Могу приоткрыть профессиональную тайну: при написании картин я использую микроскоп.

Над чем работаете сейчас?

– В настоящий момент я создаю новую серию. Это снова будут сложные объекты, удивляющие и необычные. Сегодня меня волнует не только Стамбул, но и Венеция, Москва, города Испании. Знаете, мне очень близко творчество русского художника Ивана Айвазовского.

Вы были в России?

– Нет, никогда не был, но мечтаю приехать: или с выставкой своих работ, или для участия в интересном проекте. Причём мне бы хотелось побывать в разных городах вашей страны. У меня много русских друзей, большинство из них люди искусства. Не могу сказать, что мы часто общаемся: все мы очень заняты. Но очень надеюсь, что в ближайшее время смогу приехать и поговорить с ними о творчестве.