Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Лидия Кочарян: «Мы объединились, чтобы сказать «нет» любым формам дискриминации в искусстве…»

Лидия Кочарян: «Мы объединились, чтобы сказать «нет» любым формам дискриминации в искусстве…»

30 апреля российская скрипачка Лидия Кочарян подала заявку на участие в Международном конкурсе имени Родолфо Липицера 2022 в итальянском городе Гориция. Спустя две недели она получила уведомление об отказе. Своё решение организаторы обосновали тем, что следуют европейским постановлениям и примеру других международных конкурсов, параллельно заверив «в отсутствии дискриминации в отношении отдельных лиц» и выразив надежду на скорую встречу, «когда все противоречия будут устранены». Это не первый случай отстранения российских музыкантов от участия в престижных мировых музыкальных состязаниях. За последние два месяца наши скрипачи лишились возможности участвовать в Международном конкурсе скрипачей имени Сибелиуса (Хельсинки), а Международные конкурсы пианистов в Дублине (Ирландия) и имени Хоненс (Канада) аннулировали свои приглашения для российских пианистов. Но на этот раз ситуация развивалась нестандартно. После информации об отстранении Лидии Кочарян известный итальянский коллектив Orchestra Sinfonica del FVG, принимавший участие в программе конкурса на протяжении многих лет, отказался сопровождать исполнение остальных конкурсантов. Как заявил руководитель оркестра Паоло Петициол, «нельзя дискриминировать за место рождения». Лидия Кочарян рассказала о том, как она отстаивает право служить искусству, а не политической конъюнктуре.

– Лидия, вместе с вами от участия в конкурсе были отстранены ещё две российские скрипачки?

– Да, Каролина Аверина, как и я, родом из Петербурга и Анастасия Пентина – из Москвы. Сейчас обе живут и учатся в Австрии.

– Ваш родной город Петербург?

– Я родилась и выросла в Петербурге, окончила Лицей искусств «Санкт-Петербург», потом – Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Римского-Корсакова. В 2015 году я поступила в Королевскую консерваторию города Льежа (Бельгия), с 2019 года работаю во Фламандской опере.

– Вы ранее участвовали в конкурсной борьбе?

– Да, я заняла I место в Петербургском конкурсе имени Рубинштейна, была финалистом Международного конкурса Артюра Грюмьо, участвовала в конкурсе имени Андреа Постаччини. На конкурс имени Липицера подала заявку впервые.

– Чем интересен этот конкурс?

– Международный конкурс имени Родолфо Липицера – престижное состязание для профессиональных скрипачей в академической сфере, открывающее особые карьерные перспективы. Хотелось показать свои исполнительские качества.

– Когда он должен состояться?

– Со 2 по 11 сентября.

– Как подаются заявки?

– Существует список необходимых документов: паспорт, вид на жительство, биография, дипломы, фотография. У меня российский паспорт и бельгийский вид на жительство с правом на учёбу и работу. Все документы я приложила и отправила свою заявку.

– Ответ пришёл сразу?

– Обычно, когда заявка отправлена, сразу приходит подтверждение: «Дорогой участник, мы получили вашу заявку. Ожидайте». На этот раз ответа не последовало. Решив, что моё сообщение не дошло, я отправила заявку повторно. Спустя неделю написала в третий раз, уточнив, получили ли они мою заявку на участие. 16 мая по электронной почте мне пришло пустое сообщение с вложенным PDF-документом. В нём было написано, что мне отказано в участии на основании европейских постановлений и на примере других музыкальных и спортивных международных мероприятий: «Мы ничего не имеем против русского народа, но разделяем санкции, введённые против России 28 странами, и заверяем, что никакой дискриминации против вас, как личности, нет».

– Что вы почувствовали в этот момент?

– Мне было обидно, это несправедливое решение. По моему мнению, это дискриминация. Меня лишили возможности участия в конкурсе просто на основании российского паспорта. Две другие мои коллеги получили такие же письма. Не говоря уже о том, что подобная форма общения в виде пустого письма оскорбительна сама по себе.

– Как реагировали на ситуацию близкие?

– Близкие и друзья меня поддержали, но я не ожидала такой горячей поддержки от незнакомых людей. После того как я разместила в социальных сетях информацию об отстранении меня и коллег, мне всего за несколько дней пришло более тысячи сообщений со словами поддержки. Итальянцы говорили: «Дорогая Лидия, простите нас. Мы не согласны с действиями правительства». Кто-то признавался, что стыдно быть итальянцем. Нас поддержал мэр Гориции Родолфо Дзиберна. Он написал в своём аккаунте, что решение дирекции конкурса «неприемлемо и противоречит духу мероприятия, которое трактовало музыку как средство сближения людей, преодоления границ культурной свободы», и пригласил меня и моих коллег выступить в Гориции летом 2022 года.

– Стало известно, что итальянский оркестр FVG отказался от участия в конкурсной программе в связи с вашим отстранением…

– Оркестр FVG много лет сотрудничает с конкурсом, играет вместе с финалистами третьего тура произведения для скрипки с оркестром. Дирекция и участники коллектива посчитали несправедливым наше отстранение и в знак протеста отказались от участия в конкурсе в этом году.

– Вы были знакомы с оркестром до этого случая?

– Нет, мне никогда не приходилось с ним выступать, я узнала об этом решении из новостей.

– Возможно ли вообще отменить русскую культуру?

– Я поняла, что большинство людей не поддерживают политиков, которые сеют подобными действиями только ненависть. Великое искусство во все времена объединяло людей. На самом деле это объединение мы сейчас наблюдаем. Меня поддержали мои друзья и коллеги не только из Италии, но и из других стран Европы, мы объединились, чтобы сказать «нет» дискриминации в сфере музыкального искусства.

– Вы намерены обратиться в суд?

– Пока я беру паузу, чтобы посмотреть, как будут развиваться события.

Фото: из личного архива Лидии Кочарян